Найти тему
Свободная школа

Легко ли ребёнку признаться, что его травят в школе?

Да, мы все теперь уже грамотные в этом вопросе, знаем, что делать, если ребёнок подвергается травле в школе. В интернете нам дают подробнейшую инструкцию на каждом шагу. Ребёнок должен сообщить родителям, родители должны обратиться к классному руководителю, а если он не поможет, то к директору. Если и директор не поможет, тогда в прокуратуру, в полицию, в суд... В общем-то, всё ясно. С проблемой надо бороться, необходимо защищать своего ребёнка.

Так-то оно так, но давайте посмотрим на ситуацию глазами ребёнка. Что видит ребёнок? Допустим, в классе его не бьют, зато другими способами делают ему плохо. Его игнорируют, не берут в игру. Если и общаются с ним, то пренебрежительно. Часто над ним смеются, подшучивают специально, чтобы вызвать смех окружающих. А что такого? Это ведь всего лишь шутка! Это весело! Пинают его ногами, толкают руками, но ведь не больно! На что тут жаловаться? Девчонки шепчутся, показывая на несчастного пальцем, а потом начинают неудержимо смеяться, глядя на него. Часто ребята смеются ему вслед, когда он проходит мимо. Конечно, когда кто-то из учеников приглашает весь класс к себе на день рождения, то жертву травли демонстративно не приглашают. Никто не хочет сидеть с ним за одной партой. Но на что тут можно пожаловаться? Все люди свободные, они имеют право вести себя так, как считают нужным.

Тем не менее, ребёнку плохо. Очень плохо. Была бы его воля, он близко бы не подходил к той школе, но ведь надо учиться!

Давайте вспомним себя в школьном возрасте. Не правда ли, многие оказывались в такой ситуации, но мало кто мог всё честно рассказать родителям. Почему же так происходит?

Вот обычные мысли пострадавшего ребёнка:

"Если все так ко мне относятся, значит, есть за что. Со мной что-то не так, хотя я не понимаю, что именно".

Часто пострадавший пытается оправдать своих одноклассников, понимая, что он действительно не идеален. Например, он имеет лишний вес, картавит звук "р", медленно бегает, на уроках неуверенно отвечает, и это вызывает смех у класса. Несчастный ученик найдёт причину, по которой его можно травить, и будет оправдывать своих врагов. Школьник ещё не в том возрасте, когда он готов создать себе объективную самооценку. Пока его оценка зависит от оценки окружающих. Ещё в этих ситуациях играет роль магия большинства. Пострадавший думает, что если большинство одноклассников считает, что он плохой, значит, они правы. Большинству-то виднее!

Итак, ребёнок или подросток, осознавая все свои недостатки, уже устал терпеть издевательства и хочет обратиться к родителям. Но родители бывают разные. Как отнесутся к этой информации лично его родители? В голове ребёнка прокручиваются их реакции. Варианты могут быть такие:

1. "Ха-ха-ха! Меня в детстве тоже дразнили, ну и что? Не обращай внимания!"

2. "Значит, ты сам неудачник! Слабак, плакса! Дети просто так обижать не будут. Проблема в тебе!"

3. "Не надо ябедничать! Мальчики так поступать не должны. Разбирайся сам!"

4. Мама просто расстроится, заплачет, у неё повысится давление...

А теперь представьте, какой процент детей уверен, что мама отнесется к его словам с пониманием и будет готова оказать реальную помощь, то есть, пойти в школу, поговорить с учителем, надавить, если надо.

Я думаю, достаточно малый процент детей может на это рассчитывать.

Конечно, если у ребёнка доверия к родителям нет, он может выбрать запасной вариант: обратиться к классному руководителю. Однако когда школьник думает об этом, у него в голове появляется ужасная картина. Классный руководитель устраивает по этому поводу классный час и заводит такую речь: "Как вам не стыдно обижать Колю Зайцева? Совести у вас нет! Вчера Зайцев пришёл ко мне в кабинет и рассказал, как вы себя ведёте! Бессовестные! Он даже заплакал. Это вы его довели! Даже если Зайцев неспортивный, неуклюжий, больной... Даже если он заикается, плохо одет, у него нет смартфона, он везде ходит с мамой - это не повод над ним издеваться! Пожалейте его!"

Мальчик представляет себе, как его одноклассники будут таращить на него глаза! Они его и так презирают, а тут ещё такой позор!

И пострадавший школьник не решается сообщить о том, что с ним происходит. Он не доверяет взрослым, боится, что они сделают только хуже.

Чем родители могут помочь ребёнку в такой ситуации?

Во-первых, они должны быть внимательными. Если ребёнок не хочет разговаривать о школе, лицо его становится грустным и тревожным при упоминании школы, то надо деликатно узнать причину. Во-вторых, родители должны объяснить сыну или дочери термин "ябеда". Ученик будет ябедой, если, например, он сообщит учителю, что его сосед по парте не сделал домашнее задание. Это подло: лезть в чужие дела, сообщать чужие тайны, доносить на своих товарищей, чтобы угодить учителю. Но если речь идёт об опасности, об угрозе себе или какому-то другому человеку, то обязательно надо сообщить взрослым. А травля одного человека всеми - это серьёзная угроза, даже если его не бьют. В-третьих, родители должны сообщить ребёнку такую информацию:

Никакие странности человека, никакие внешние особенности и черты характера не дают никому права над ним издеваться. Виноваты только те, кто издевается. Причину надо искать в них. Иногда обвиняют жертву: "Он тихий, робкий, не может дать сдачи!" Да, есть люди тихие и робкие. Такой у них характер. И они имеют право быть собой. А если кто-то хочет воспользоваться этим и выместить на таком человеке свою злость на судьбу, тот преступник.

Если пострадавший сам никого не травит, значит, он хороший человек, он не виноват и стесняться ему нечего.

Мои статьи на эту тему:

Буллинг организует один человек!

Мысли учеников. Почему мы всегда виноваты?

Как школа разрушает семьи