Лифты настолько укоренились в нашей городской жизни, что кажутся нам обыденностью. Мы автоматически причислили их к данности, и если они пропадут или перестанут работать, наша жизнь если не встанет, то сильно замедлится. На лифтах держится городская инфраструктура, и хочется обратить на них особое внимание. Поэтому мы собрали в один текст несколько интересных фактов о самом популярном средстве передвижения.
Музыка в лифтах
Если сегодня лифты стали "воздухом" для людей и принимаются как само собой разумеющееся, нежели роскошь, то еще 100 лет к механизмам относились с недоверием. Каждая поездка в лифте была очень волнующая, поэтому помимо технической безопасности предприниматели задумались о психологическом комфорте пользователей. Так, в 1934 году бывший американский военный и предприниматель Джордж Оуэн Сквайр основал компанию Muzak Holdings. Он предложил включать через репродукторы музыку в пассажирских лифтах нью-йоркских небоскребов для того, чтобы испуганные пассажиры при долгом подъеме чувствовали себя более безопасно.
Зеркала в лифтах
Как-то в 20-ом веке менеджеры, работающие в одном из небоскребов, стали возмущаться из-за того, что, по их мнению, лифты ходят очень медленно. Даже после увеличения количества лифтов жалобы не прекратились. Выход из этой ситуации нашел Иван Сорокин. Он повесил названия моделей лифтов, а в кабинках смонтировал большие зеркала.Спустя неделю жалобы в деловом центре прекратились, менеджеры утверждали, что лифты стали ходить значительно быстрее. На самом деле, пока пассажиры поднимались и опускались в кабинке, они были заняты разглядыванием себя в зеркале и чтением табличек, поэтому у них появлялась иллюзия, что время поездки ускорилось.
В Колизее пользовались лифтами
Колизей строился рабами в древнем Риме 5 лет. Грандиозное сооружение вмещало до 70 тысяч зрителей, всего насчитывалось 80 входов в арену. Основными действиями, разворачивавшимися в Колизее, были бои гладиаторов. В древнем Колизее существовало 12 лифтов, которые соединяли подвальные помещения и арену. Канаты и тросы на древнем прототипе заменяли десятки рабов. Существование такой лифтовой системы не только позволяло быстро перенести животных и необходимую атрибутику на арену, но и способствовало эффективному появлению гладиаторов перед боем.
Первое упоминание о лифтах – у Ветрувия
Римский архитектор Витрувий в I веке до нашей эры написал книгу "Десять книг об архитектуре", в которой было упоминание о подъемном аппарате, напоминающем современный лифт. Изобретателем этого подъемника был Архимед. В основе конструкции лифта, судя по текстам Витрувия, стояла система рычагов. Кстати, теорию рычагов, блоков, винтов и полиспасов для поднятия тяжёлых грузов тоже разработал Архимед.
Лифты в Древнем Египте
В Древнем Египте для поднятия грузов использовались механизмы на основе системы рычагов, наподобие простого, но эффективного «колодезного журавля». В письменах, датированных третьим тысячелетием до н.э., упоминается устройство для поднятия грузов весом до 100 кг, называлось оно «шадуф». Что касается устройств, которые использовались при постройке пирамид, то один из самых правдоподобных вариантов - рычаг. Он как основа для перемещения грузов на небольшие высоты и был прототипом первого лифта.
Несмотря на то, что у некоторых людей существует боязнь лифтов, а кинематографисты регулярно обыгрывают в фильмах сюжеты катастроф с лифтами, эти машины считаются, по статистике, самым безопасным видом транспорта. При этом лифт считается в 20 раз безопаснее, чем эскалатор.