Найти тему
Lu Ken

Почему мы чувствуем Беспокойство

В отличие от страха, который предполагает восприятие неминуемой недвусмысленной опасности и мобилизацию немедленных действий, тревога-это постоянное опасение в отношении потенциальных будущих угроз.

В то время как страх связан с немедленным ответом "сражайся или беги", который порождает ужас, тревога провоцирует ответ “ остановись, посмотри и послушай ” и производит предвосхищающее беспокойство. Другими словами, тревога-это то, что вы чувствуете в ночь перед большой битвой. Страх-это то, что вы чувствуете во время битвы.

Почему мы так беспокоимся ?

Данные эволюционной психологии свидетельствуют о том, что способность испытывать тревогу-это избранная видовая адаптация, служащая для предупреждения и защиты нас от различных экологических угроз. В частности, тревожность действует так, чтобы предупредить нас об угрозе нашим репродуктивным шансам. Таким образом, тревожные сигналы звучат громко не только перед лицом угроз жизни и здоровью, но и при столкновении с угрозами нашему имуществу, статусу, репутации или навыкам. Другими словами, тревога эффективно предупреждает нас о мириадах рисков потерь.

Возьмем , к примеру, социальную тревогу, страх быть осужденным негативно или отвергнутым другими. Люди - это социальные животные. Мы выживаем и процветаем только внутри хорошо организованных групп. Потеря социального статуса, поддержки или ресурсов снижает наши шансы на выживание. Таким образом, социальная тревога может служить для подавления тех форм поведения, которые ставят под угрозу наше социальное положение.

Однако все эволюционировавшие адаптации создают свои собственные риски,и все они подвержены сбоям. Точно так же защитная функция тревоги может быть нейтрализована, взломана или разрушена различными способами.

Травма, например, может привести к тому, что эволюционировавшая "система сигнализации" будет постоянно "включаться", что приведет к гипервнимательности, форме неисправности, которая лежит в основе ПТСР . Более того, наше нынешнее окружение отличается от того, в котором развились наши механизмы тревоги. Несоответствие может создать проблемы, как при нашем страхе высоты, развивались в то время, когда встреча с высотами означала смертельную опасность (скала; высокое дерево и т. д.), чрезмерно активируется без необходимости в современных условиях, когда преобладают безопасные высоты (офисные здания, стеклянные лифты, самолеты и т. д.).

Современная эволюционная психология не одинока в своем утверждении, что тревога служит определенной цели. Несколько других психологических школ выдвинули свои собственные идеи относительно использования тревоги.

Например, Фрейд признавал защитную функцию тревоги в форме того, что он называл тревогой реальности—основной функцией эго, связанной, скажем так, с реальностью и опасностями и угрозами, которые она представляет. Страх перед приближающимся поездом, если вы стоите на железной дороге, - это такая тревога. Второй тип, моральная тревога, относится к страху нарушения моральных норм, составляющих Сверх-Я, и часто проявляется в чувстве вины или стыда, которые могут побудить нас придерживаться общественных норм.

Для Фрейда, однако, главное действие включает в себя третий тип, невротическую тревогу: внутренний опыт, который возникает, когда разрушительные импульсы ИД угрожают подавить механизмы самозащиты эго.

Обычно, когда Фрейд говорит о" неврозе", он ссылается на паттерн реагирования на ситуации непропорциональным и, следовательно, дезадаптивным образом. Мы реагируем "невротически", когда наше внутреннее представление о ситуации плохо соответствует ее объективным характеристикам—когда мы видим тени гор как горы, так сказать. Такое искаженное внутреннее представление обычно вызвано каким-то бессознательным конфликтом или ранней травмой.

Например, если собака напала на меня в детстве тогда мое представление о "собаке" - как о грозном монстре. Когда я вижу сейчас собаку и отшатываюсь в страхе, я на самом деле реагирую не на собаку передо мной, а на мое внутреннее представление собак как монстров. Поэтому моя реакция- " невротическая."

Фрейд прекрасно доказал, что эго, будучи однажды потрясенным, активирует ряд бессознательных защитных механизмов, которые работают, чтобы уменьшить тревогу, искажая (по иронии судьбы) реальность. Так, например, если маленькая собачка в предыдущем абзаце пугает меня , я могу активировать отрицание, говоря всем, что я на самом деле не боюсь. Или рационализация-объясняя, что даже маленькие собаки в эти дни могут быть злобными и лучше безопасными, чем сожалеть. Или я могу использовать проекцию-приписывая неудобные чувства другим-говоря своему другу, чтобы он не боялся; или использовать формирование реакции- действуйте очень дружелюбно по отношению к собаке, чтобы скрыть мой страх. И так далее.

Ролло Мэй, американский экзистенциальный психолог, достигший известности в середине 20-го века, имел свои собственные идеи. Мэй видела тревогу, возникающую из нашего осознания того, что мы живы и собираемся умереть. Это осознание, в программе Мэй, является одной из вещей, которые отделяют людей от других животных, которые живут и умирают, не зная об этом.

В системе Мэй тревога имеет большое значение как источник творчества: "вы не рисуете отличную картину, лежа на диване и дремля после обеда. Вы рисуете великую картину путем борьбы... без беспокойства мы не смогли бы иметь цивилизацию, которую мы имеем сейчас.”

Веря Фрейду, можно также очертить различные типы тревоги. Нормальная тревожность пропорциональна объективной угрозе; ей можно противостоять конструктивно и сознательно, а также облегчить ее, изменив объективную ситуацию. Невротическая Тревога, с другой стороны, означает неспособность справиться с нормальной тревогой. Это " результат неудачного обучения в том отношении, что индивид был вынужден иметь дело с угрожающими ситуациями в период—обычно в раннем детстве—когда он был неспособен непосредственно или конструктивно справляться с такими переживаниями."Невротическая тревога непропорциональна объективной опасности и управляется частично путем избегания, а также путем торможения активности и осознания. Такие избегание и торможение действуют для ограничения индивидуальной свободы. Ограничение свободы мешает человеку жить полноценно и подлинно, а значит, является источником психологического недуга.

-2

Теоретики обучения (бихевиористы) утверждают, что наша полезная способность к ассоциативному обучению (классическая обусловленность) лежит в основе приобретения тревожности.

Так, например, если медведь напал на меня в лесу, я могу испугаться лесов. Это происходит потому, что я ассоциирую (доброкачественный) лес со страхом, вызванным (опасным) медведем. Как только я таким образом привык бояться вида (или образа) леса, я, естественно, буду искать способы устранить это вредное ощущение страха. Избегание лесов прекрасно решает эту задачу в краткосрочной перспективе и может во многих случаях действительно защитить меня, уменьшив мои шансы снова встретиться с медведем.

Теперь вы можете заметить, что присутствие медведя больше не имеет отношения к моей реакции страха. Одной мысли о возможном будущем столкновении с лесом достаточно, чтобы пробудить мой страх. Реакция страха, ориентированная на будущее и активная в отсутствие прямой непосредственной угрозы, - это то, что мы называем тревогой.

Таким образом, очевидно, что способность узнавать тревогу по ассоциации-это изящный, часто полезный трюк. Но у этого есть и обратная сторона. Мое избегание, в конечном счете, поддерживает и "подпитывает" мою тревогу, потому что оно мешает мне изучать новые и благоприятные ассоциации, связанные с лесом. Таким образом, моя ученая тревога, по иронии судьбы, подавляет мою способность учиться.