Найти тему

Петербургское мифотворчество: грандиозные проекты, которые пытаются реализовать годами

За последние 20 лет в Петербурге было реализовано множество проектов, в том числе и долгострои вроде стадиона на Крестовском острове или дамбы, защищающей город от наводнений. Однако есть в Северной столице проекты, которые уже набили оскомину петербуржцам: власти о них вещают из года в год, рассказывая о невероятных перспективах, сменяются губернаторы, вырастают новые поколения, а проекты так и остаются нереализованными. Вот о таких городских мифах я и хочу сегодня рассказать. Их много, но остановимся на самых ярких.

Аэроэкспресс в Пулково

В этом году Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) по понятным причинам не состоится, поэтому жители города не смогут в очередной раз узнать о том, что Смольный и какая-нибудь крупная компания подписали соглашение "о намерениях договориться рассмотреть возможность реализации проекта". Чиновники уже на протяжении девяти лет практически из года в год подписывают такие соглашения по аэроэкспрессу, которые должен связать город с аэропортом, однако до сих нет даже реального проекта этой скоростной электрички.

Фото: pulkovoairport.ru
Фото: pulkovoairport.ru

А начиналось все в 2011 году, когда на посту губернатора Петербурга царствовала Валентина Матвиенко. Городские власти решили скопировать московский проект и создать в Северной столице аэроэкспресс. В Смольном рассказывали, что уже через два года скоростные поезда будут возить пассажиров от Балтийского вокзала до Пулково. Но осенью 2011 года место градоначальника занял Георгий Полтавченко, который тут же заморозил амбициозный проект. Новый градоначальник заявлял, что проект для нашего города не очень рентабельный. Нерентабельным он стал сразу после того, как потенциальные инвесторы попросили вложить в него порядка 9 миллиардов рублей.

Аэроэкспресс, который везет пассажиров в столичный аэропорт Шереметьево. Фото: aeroexpress.ru
Аэроэкспресс, который везет пассажиров в столичный аэропорт Шереметьево. Фото: aeroexpress.ru

Прошло три года. И Смольный неожиданным образом решил вернуться к аэроэкспрессу. Проект, строительство которого должно было начаться уже в 2015 году, оценили в 14 миллиардов рублей. Тогда Полтавченко заявлял, что скоростные электрички запустят непосредственно к чемпионату мира по футболу.

В 2015 году из федерального бюджета на его реализацию выделили 10 миллиардов рублей, но что-то опять пошло не так, и полученные от центра деньги потратили на другие цели, а проект отложили в очередной раз.

Когда к нему решили вернуться, его стоимость выросла до 16 миллиардов рублей, при этом поменялась дислокация: теперь его собирались подвести не к Балтийскому, а к Витебскому вокзалу.

Фото: aeroexpress.ru
Фото: aeroexpress.ru

Шли годы. К разговорам об аэроэкспрессе периодически возвращались. Уже в 2018 году в рамках очередного ПМЭФ город подписал соглашение о строительстве скоростной электрички до Пулково. На этот раз он стал стоить уже порядка 19 миллиардов рублей. Тогда сообщалось, что проект будет реализован к 2022 году. Смольный даже объявил конкурс, но за день до его окончания его благополучно отменили. Дело было летом 2018 года. А уже в феврале 2019 года о проекте заговорили вновь, но опять вернулись к первоначальному варианту - Балтийскому вокзалу. Сейчас, понятное дело, аэроэкспресс в очередной раз заморозили, чтобы, возможно, когда-нибудь опять вернуться к этому грандиозному проекту.

Орловский тоннель

Еще один грандиозный проект, который так и не был реализован, - это строительство Орловского тоннеля под Невой. Он должен был соединить створ Пискаревского проспекта и Смольную набережную. Первый проект тоннеля был разработан еще в начале 2000-х годов, однако пока готовились к конкурсным процедурам, в 2008 году грянул очередной кризис и великое подземное начинание пришлось отложить до лучших времен.

Входной портал тоннеля планировалось построить недалеко от Смольного. Фото: pixabay.com
Входной портал тоннеля планировалось построить недалеко от Смольного. Фото: pixabay.com

Лучшие времена наступили весной 2010 года, когда победителем конкурса на проектирование, строительство и последующую эксплуатацию стала «Невская концессионная компания». Впрочем, выиграть тендер этой конторе не составило труда: других желающих просто не оказалось. Как бы то ни было начать строительство грандиозного подземного сооружения длиной в 3,5 километра, шестью полосами и пропускной способностью до 60 тысяч автомобилей в стуки планировалось уже в 2011 году. Но опять что-то пошло не так.

Губернатором Петербурга стал Георгий Полтавченко, который по уже сложившейся традиции заморозил очередной проект своей предшественницы. Правда, городу еще и пришлось раскошелится: за отказ от проекта пришлось заплатить "Невской концессионной компании" более миллиарда рублей.

Макет проекта Орловского тоннеля
Макет проекта Орловского тоннеля

Несмотря на то, что от Орловского тоннеля вроде как окончательно отказались еще в 2012 году, разговоры о его реализации по-прежнему возникают. Не исключено, что сейчас, когда на Охтинском мысу в очередной раз хотят построить нечто сомнительное (если раньше это был Охта-центр, то теперь некий деловой квартал в "европейском стиле"), Смольный может вновь вернуться к Орловскому тоннелю.

Судебный квартал vs Тучков буян

Еще одна территория, о которой уже лет 20 слышат петербуржцы и которая до сих пор огорожена гигантским синими забором, - это участок на Петроградской стороне. Не буду сильно углубляться в историю, отмечу лишь, что некогда эта территория носила название Ватный остров. До 1919 года здесь располагались водочные склады, здания которых занял институт прикладной химии. Учреждение просуществовало до начала 2010-х, после чего здания снесли и вывезли с территории загрязненный грунт, чтобы впоследствии создать "Набережную Европы". На дезактивированной земле собирались построить элитное жилье, бизнес-центр и первоклассные гостиницы.

Проект "Набережной Европы"
Проект "Набережной Европы"

Все это великолепие планировалось возвести к 2017 году, однако в 2012 году президент России Владимир Путин решил, что на этом видовом месте на проспекте Добролюбова должен заседать Верховный суд. Отступные перед застройщиком "Набережной Европы" составили 11 миллиардов рублей. И власть имущие с новой силой приступили к проектированию будущего судебного квартала, который, помимо прочего, должен был включать в себя жилье и Театр танца Бориса Эйфмана, доставшийся в наследство от «Набережной Европы».

Проект судебного квартала. Фото: gov.spb.ru
Проект судебного квартала. Фото: gov.spb.ru

Шли годы. Неизменным оставался только гигантский пустырь на проспекте Добролюбова, огороженный высоким синим забором. Наступил 2019 год. И Путин выступил с новой идеей: перенести проект судебного квартала в другое место, а на территории института прикладной химии построить грандиозный арт-парк наподобие парка "Зарядье" в Москве (с театром танца в нагрузку). К этому моменту на разработку проекта судебного квартала потратить успели 15 миллиардов рублей. В целом же на первоначальном этапе он оценивался в 35 миллиардов.

Проект парка Тучков буян. Фото: gov.spb.ru
Проект парка Тучков буян. Фото: gov.spb.ru

С весны 2019 года в городе идут бесконечные разговоры о новом парке на Петроградской стороне: то всем миром выбирают название, то публично разрабатывают концепцию. Пока, впрочем, дальше названия дело не пошло: Тучков буян временно тоже заморожен, точнее конкурс, который должен был состояться весной 2020 года перенесли по понятным причинам на конец лета. Сроки завершения строительства пока не отодвигали - по-прежнему значится 2023 год. Правда, не исключено, что к тому времени появится еще какая-нибудь идея по освоению этой территории.

Проект парка Тучков буян. Фото: gov.spb.ru
Проект парка Тучков буян. Фото: gov.spb.ru

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)

Читайте также:

- Киновия - уникальное место на берегу Невы

- Пять признаков весны в Петербурге

- Где живут ангелы в Петербурге

- "Чайник" и "тостер": особенности современной архитектуры Петербурга