Найти тему
Я в «Пятёрочке»

Великая Отечественная война глазами родственников наших сотрудников

9 Мая 2020 года — 75 лет с окончания Великой Отечественной войны. Мы попросили наших сотрудников рассказать фронтовые истории, которые случились с их дедушками и бабушками. Этот материал — второй в нашем проекте, предыдущий рассказ вы можете прочитать здесь.

Сегодня мы расскажем историю, которой поделился наш сотрудник Николай Веселов — о своей бабушке Зинаиде Петровне Шустовой, её жизни в тылу во время Великой Отечественной войны и голоде.

В 1941 году началась война, и студентов забрали на фронт. В университете освободились места, студенткам пединститута предложили перевестись. Девушки спросили совета у своего преподавателя математики, на что он ответил: «Университет готовит хороших учёных и плохих учителей». Поэтому Зинаида Петровна осталась в институте.

Вскоре немцы начали бомбёжки города, студенты спасались в бомбоубежище. Ночью на крышах тушили зажигательные бомбы. С августа начали посылать студентов и преподавателей рыть окопы.

Однажды Зинаида Петровна заболела и пропустила работу. Именно в этот день самолёты сбросили на окопы бомбы, и много студентов погибло. Осенью стало тяжело с продуктами, ввели карточки. В Ленинграде жила тётя Марфа — сестра отца, к которой Зинаида Петровна часто ездила в гости. Вместе переживали голод. Однажды тётя послала ее к родственникам, те просили забрать у них любимого кота, которого кормить было нечем, а убивать жалко. Позднее из этого кота тётя Марфа и сварила суп.

В столовой часто давали сырое тесто, пиво. Сначала Зинаида Петровна отказывалась от пива, но потом распробовала. Хлеба на карточку давали мало. Люди строго следили за продавцом и забирали всё до крошки. Однажды, пока она прятала карточки, у неё прямо из рук мальчишка откусил большой кусок хлеба. Расстроилась до слёз, но ничего не поделаешь, воришка убежал.

Правительством было принято решение спасать в первую очередь молодёжь. В марте 1942 года институт был эвакуирован по ледовой дороге через Ладогу. Погрузили людей в грузовик, накрыли брезентом и повезли. По прибытии открыли, но никто не выходит. Испугались: что случилось? Оказалось, на дне машины нашли просыпавшее пшено, все стали собирать крупинки.

На станции Ладога стоял товарный поезд, в который сажали ленинградцев и отправляли эвакуированных в южном направлении. Очень хотелось есть, но кормили понемногу, иначе голодающие могли умереть. И многие умирали. По дороге с поезда снимали заболевших и умерших.

В Кисловодск прибыли только к апрелю. В городе расселили по домам. Зинаида Петровна жила на улице Чапаева. У хозяйки дома была дочка с фамилией по мужу — Энгельбрехт (немецкая). Этот факт в дальнейшем спас её от эвакуации в Германию. До августа 1942 года институт проводил занятия в здании школы. В августе пришли немцы и ввели свои порядки, объявили регистрацию. Сначала Зинаида Петровна не пошла работать на них, не явилась на регистрацию. Но вскоре появился указ о том, что незарегистрированных граждан отправят в Германию. Помогла дочка хозяйки. Увидев её немецкую фамилию, к ней отнеслись лояльно, принимая за свою. Она зарегистрировала Зину задним числом, но предупредила, что надо срочно устроиться на работу.

Устроилась в бывший санаторий, где немцы разместили инфекционный госпиталь, уборщицей. Вскоре надзирательницы-немки поняли, что Зинаида Петровна понимает язык, и поставили мыть посуду, используя и как переводчицу. Эта работа считалась очень хорошей, доводилось иногда и кастрюлю облизать.

В январе 1943 года она заразилась тифом и попала в инфекционную больницу в станице Кисловодской. Пока боролась с болезнью, наши войска освободили Кавказ.

Если и у вас есть истории, связанные с Великой Отечественной войной, и вы хотите поделиться ими — пишите свои рассказы в комментариях.