Найти тему

Священник - помощник или посредник?

Причащение в Православной Церкви
Причащение в Православной Церкви

Почему-то мне представляется, что для общения человека с Богом посредники не требуются.

Бог всеведущий, значит видит и знает любое, даже малейшее, движение души, сердца и ума человека. Вот человек, напротив, о Боге знает лишь то, что Бог ему сообщил через Святое писание... Всё остальное постигается через веру, а также через духовный опыт (молитвы, поста, размышления,..), основанный опять же на вере.

Откуда же возникает фигура священнослужителя в данном контексте? Зачем мне, верующему, он надобен, если я, не имея тени сомнения во всеведении Божьем, обращаюсь к нему со всем жаром моей души, и соответствующим умонастроением? Разве священник мог бы изменить отношение Бога ко мне, когда бы я не верил? Думаю - вряд ли. Посредник ли он в таком случае? Ведь посредник, по сути, тот -кто дипломатично улаживает разногласия, приводя стороны к единому мнению относительно какого-либо вопроса; "сглаживает углы" и смягчает отношения между двумя субъектами, акцентируя их внимание на основном и уводя от несущественных деталей, мелочей...

В случае с Богом посредничество исключается. Бог - абсолют, по определению являющийся источником истины. Здесь не только не бывает мелочей, но и поступаться должен лишь человек, пожелавший обратиться к своему Творцу. К Творцу,впрочем, безусловно любящему своё творение, и готовому проявить милость к нему, при соблюдении условий покаяния, открытости сокрушённого сердца...

Какое дело здесь для священника можно найти? Вроде бы его и нет. Но не всё так просто. Ведь это не Богу надобен священник. Что ни говорите про присутствие Божьей воли во всём что совершается, а всё же нужда в священнике наибольшая у самого человека. Бог ни в чём таком не нуждается. Он вполне самодостаточен. Повторюсь: БОГ - АБСОЛЮТ. И священник - не посредник, а скорее помощник, нужный самому человеку и самим же человеком поставленный на служение. Да-да. Он, священник, изучая досконально писания, ежедневно молясь, совершая богослужения, является человеком обладающим опытом. И опыт этот заключается в способности создавать умонастроение и расположение души человеческой к Богу. И если верующему, но по большей части занятому и отвлечённому житейскими делами, человеку сложно прийти в необходимое для контакта с Богом душевное состояние; и для соблюдения всех условий подготовки своей души, отягчённой суетой и грехами ему потребовался бы не один час, может и не один день, то с помощью священнослужителя сей временной промежуток можно значительно сократить. Но и при этих условиях священник не становится посредником. Его роль в конкретно данном случае - служение человеку, помощь ему в приближении к Богу. Не Бога он приближает, ибо Бог вездесущ, а человека к Богу. Священник-помощник.

Если сравнить с таким житейским делом как управление автомобилем, то можно представить следующее. Есть точка в которую надо прибыть по наземной дороге. И здесь есть способ - сесть в машину, и поехать. Но Вы устали, давно не садились за руль, у Вас нет с собой удостоверения и Вы к тому-же подзабыли правила дорожного движения. Робеете. Пойдёте пешком. Однако при наличии рядом бодрого и опытного водителя Вы попросите его выполнить это дело. Кто этот бодрый водитель - посредник осуществляющий взаимное сближение между Вами и точкой назначения? Очевидно, что он лишь Вас приближает к точке назначения, а не точку к Вам. Он - помощник.

И здесь возникает вопрос. А что если Вы бодры и уверены в своих силах, то можете ли сами доехать до места? А почему- нет? Можете. Но, возможно, излишне самоуверенно подвергая себя риску. Данное действие следует совершать лишь в исключительном случае, и только если этот риск оправдан.

А теперь я спрошу вас - допустимо ли совершать таинство Причастия без участия священника, в исключительных обстоятельствах, при самостоятельном соблюдении всех рекомендованных к этому ритуальных действий?