Найти тему
Historical digression

Что происходило с высшим образованием в Российской империи?

В продолжение статьи о финансировании образования в Российской империи (далее РИ) необходимо более детально, в первую очередь, оценить состояние системы высшего образования.

Обратите внимание ✋, что под высшими учебными заведениями в РИ подразумевались не только институты, но и различные академии, духовные семинарии, политехникумы, высшие военные и морские училища, высшие женские учебные заведения и.т.д.

На рубеже XX века лидером по высшему образованию и
научно-техническому потенциалу считалась Германия, где обучалось примерно 50 тыс. студентов. Ситуация во Франции и Великобритании была несколько хуже. Наличие статистических данных позволяет получить общую картину по количеству студентов в высших учебных заведениях на каждые 10 тыс. жителей.

       Количество студентов в высших учебных заведениях на каждые 10 тыс. жителей.
Количество студентов в высших учебных заведениях на каждые 10 тыс. жителей.

Бурное развитие науки и техники в начале XX в. поставило РИ перед необходимостью срочно догонять ведущие державы в образовательной области и поэтому в последние два предреволюционных десятилетия российское образование развивалось весьма быстро и динамично, причем, особенно успешно развивался сегмент
среднее-профессионального образования😊.

                         Количество студентов в высших учебных заведениях, тыс.
Количество студентов в высших учебных заведениях, тыс.

Помещики нещадно угнетали крестьян и не пускали их учиться😁

Естественно более привилегированные сословия имели больше шансов получить высшее образование, чем, например, мещане или крестьяне, но проанализировав отчеты министерства народного просвещения можно получить следующую картину:

                                 Процентное соотношение сословий в университетах .
Процентное соотношение сословий в университетах .

Можно отметить тенденцию к росту числа студентов-крестьян и общего снижения количества студентов из привилегированных слоев общества. Так же нельзя не отметить, что уже к 1914 г. низшие сословия в процентном соотношении составляли почти половину от общего числа обучающихся студентов.

Состояние системы среднего-профессионального образования РИ рассмотрим в следующей статье.

Если статья была интересная, ставьте палец вверх 👍, спасибо за поддержку!

Список используемой литературы:

Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи М.: ИИЕТ РАН, 2009. – 176 с;
https://archive.org/details/otchet_ministra_narodnogo_prosveshcheniia
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-rossiyskoy-imperii-fakty-i-mify