Найти тему

Как выжить от 1 до 7? Развитие ребенка в дошкольный период

   Развитие ребенка в дошкольный период
Развитие ребенка в дошкольный период

Развитие ребенка в дошкольный период

Господи, что за фигню она пишет. Наверное, некоторые так и думают. Но я все-таки пишу не для всех, а для тех, кто хочет чуть больше понять про свое детство и попробовать понять, как развивается собственный ребенок. Ведь все начинается как раз в этот период. И об этом кратко.

Итак, как же развивается психика, и какие самые важные особенности в период от 1 года до 7 лет. Можете параллельно вспоминать, какие отношения у вас были в семье, и как вас воспитывали. Оох, как же я люблю вспоминать те моменты (ближе к 5-7 годам, конечно), думаю, именно поэтому я и стала психологом-консультантом.

Сначала про период от 1 до 3, дети в этом возрасте отличаются от дошкольников.

                                Что же происходит с психикой ребенка от года до трех?
Что же происходит с психикой ребенка от года до трех?

Я рассматриваю, в целом, самое интересное и запоминающееся, иначе мои статьи превратились бы просто в воспроизведении учебника по психологии. Но и некоторые термины присутствовать будут, прошу прощения.

Пара моментов о детях в этом возрасте:

  • В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет, поэтому он просто не способен что-то выдумать или солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Поэтому нет смысла ругать свое чадо за то, что он сказал чепуху или про кого-то/что-то солгал. Он просто повторяет то, что услышал от человека, которому доверяет.

  • Желания у ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов (он не контролирует, что ему нравится больше, что он хочет потрогать раньше).

Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, чадо ждет от взрослого непосредственного участия во всех свои делах, совместного решения всех задач. Вокруг таких совместных действий и строятся новые формы общения со взрослыми. ЭТО ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.

  • С другими же детьми ребенок всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и НЕ УМЕЕТ ему сопереживать. Сочувствие, радость или печаль за исход игры вместе с другим ребенком у него появится позже - в дошкольном возрасте.

Опять же, когда вашему ребенку 2-3 года, и он не хочет делиться СВОЕЙ конфетой с каким-то другим, непонятным ему, малышом, то не стоит его наказывать за это. Он даже не поймет, что такое "делиться" с точки зрения сопереживания.

КРИЗИС 3 ЛЕТ. Ну вот и начались частые вспышки гнева и плача, и, в основном, это не из-за того, что какая-то вещь "не поддается", а скорее из-за того, что отсутствует внимание к нему, возможно ревность к брату/сестре или к вещи/работе. Как правило, такие вспышки (аффективные вспышки) лучше всего гасятся, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют. Важно выдержать эмоции ребенка, при этом оставаясь с ним в контакте, таким образом показывая ребенку, что его родные и он сильнее его эмоций.

Хотите, чтобы ребенок справлялся с жизнью? Значит все детство утешайте, обнимайте, принимайте его чувства. Не говорите "Не плачь!", не стремитесь сразу отвлечь и развлечь. Помогайте ему проживать стресс, оставаясь живым и выходить из него, а не глотать неприятные чувства и отмораживаться. Пусть огорчается, плачет, боится, протестует- и пусть с вашей помощью учится принимать несовершенство этого мира, переходить от разочарования и протеста к утешению и примирению с реальностью.
Л.В. Петрановская

Помните, как бы ни ужасно вел себя трехлетний малыш, он это не делает против вас, он с вами не воюет. Поэтому и взрослым хорошо бы это вспоминать и не выходить на тропу войны с малышом.

После кризиса 3 лет в семье строятся более глубокие отношения, ребенок настаивает на своей большей самостоятельности, он уже умеет быть упрямым и строптивым, часто делает наоборот (негативизм), и начинается обесценивать, что было раньше (игрушки, платья и другие вещи). Самое главное, знать, что такой момент наступит и быть к нему готовым, чтобы подстроиться.

Вот и следующий период - до 7 лет.
(хмм, наконец-то, можно вспомнить что-то и о себе)

                                                                            Что же меняется?
Что же меняется?

Изменяется в этот период структура самих эмоциональных процессов. Если раньше, обидевшись, ребенок импульсивно что-то бросал, ломал, хаотично двигался, пульс был частым, в гневе он краснел, то сейчас реакции сохраняются, хотя внешнее выражение эмоций становится более сдержанным. Ребенок начинает радоваться или печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Появляется сочувствие и сопереживание другому - без этого невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Все , во что вовлекается дошкольник - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно. Помните, как вам было неинтересно с мамой перебирать крупу, или убираться дома? Поэтому, если хотите, чтобы ребенок начал вам помогать уже в дошкольном возрасте выстройте систему игровых заданий по дому - один раз придумаете, потом всю жизнь не нарадуетесь.

Также у дошкольника появляется система мотивов (и это очень важное событие в становлении личности ребенка). Интересно, что наиболее сильный мотив для него - поощрение, получение награды, более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. А еще, уже в этот период, появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой - мотивы достижения успеха, соревнования и соперничества. То есть разработав систему "наград" и "не наград", вы сможете обучить ребенка большему, чем системой запугивания наказаниями.

САМООЦЕНКА. О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему. Поэтому его самооценка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - ОЦЕНКОЙ БЛИЗКИХ ВЗРОСЛЫХ.

В целом, самооценка достаточно высока, что помогает осваивать ему новые виды деятельности, без страха включаться в учебу при подготовке к школе. АДЕКВАТНЫЙ ОБРАЗ "Я" формируется при гармоничном сочетании знаний, почерпнуты им из собственного опыта и из общения со взрослыми и сверстниками. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе окажутся искаженными.

-4