Месяц самоизоляции позади. И хотя сроки самоизоляции могли быть короче, если бы южноуральцы неукоснительно соблюдали все меры безопасности, карантин планируют постепенно ужесточать уже с 6 мая.
Эксперты Челябинска прокомментировали итоги месяца со дня введения нерабочих дней.
COVID-19 затронул без исключения все общественные процессы. Образование – не исключение. Школы, колледжи и вузы перешли на дистанционное обучение, выстраивая образовательный процесс с учетом новых требований. Возможно, что переход на дистанционное обучение в условиях пандемии, может натолкнуть власти на мысль об изменении системы высшего образования в России.
«Технологии дистанционного образования, если грамотно их использовать, открывают широкую перспективу для индивидуализации (адресности) и разнообразия образовательного процесса. Теперь после такой «разведки боем» стало понятно, как дистанционные технологии могут быть органично вписаны в образовательный процесс, понятны все особенности и нюансы общения студентов и преподавателей, также понятно каким образом следует менять администрирование образовательного процесса», - считает Сергей Борисов, заведующий кафедрой философии и культурологии ЮУрГГПУ.
Эксперты отмечают, что за время ограничительных мер образовательными учреждениями освоены технологии дистанционного образования, выявлены плюсы и минусы подобной системы. Так, Галина Казакова, доктор культурологии, профессор, эксперт Высшей школы экономики выделяет ряд плюсов:
Во-первых, дистанционке – быть. Драйверами тут выступят вузы, которые вначале перезагрузят систему высшей школы, а затем «спустят» свои наработки в основное звено. Во-вторых, нас ждет волна кадровой перезагрузки системы: приверженцы старых времен и косных идей должны уйти на покой (хотя здесь дело не столько в возрасте, сколько в «дряхлости» мышления). В-третьих, выработанный образовательный алгоритм будет универсален и применим для всех «пауз» в обучении: морозы, карантины, стихийные бедствия. В-четвертых, контент занятий (уроков, семинаров, конференций), после появления в Сети, ярко обозначит конкурентоспособность и профессиональную квалификацию педагогов, что неминуемо скажется на качестве образовательных услуг.
Пик пандемии коронавируса в регионе прогнозируют на середину июня. Для жителей Челябинска уже с 12 мая власти планируют ввести ужесточение ограничительных мер в виде обязательного масочного режима, а с 6 мая ограничения будут носить рекомендательный характер. Во многом на это повлияло то, что индекс самоизоляции в Челябинске один из самых низких в стране. Жители не соблюдают режим самоизоляции. Главный результат, на который ориентируются власти, ужесточая карантинные меры, – сохранение жизни людей и снижение нагрузки на здравоохранение.
«Ключевой фактор выхода из режима самоизоляции — неукоснительное соблюдение всеми мер безопасности. В то время, когда изо дня в день увеличивается количество заразившихся и умерших, большинство не соблюдают ни мер безопасности, ни требований властей, а ведут себя так, как будто никакой опасности нет. Повсеместно сотрудники различных организаций, контактирующие с людьми, работают без масок, практически никто из них не использует антисептик или перчатки, многие ходят в общественные места, откровенно кашляя. А чем они болеют – никто не знает. Пока все не поймут меру опасности и не начнут нести личную ответственность во имя прекращения распространения вируса, ситуацию не переломить», - отмечает Илья Коломейский, директор Челябинского государственного камерного драматического театра.
Однако не все эксперты единодушны в оценках усиления ограничительных мер, отмечая, что за месяц режима самоизоляции у многих россиян развилась «карантинная депрессия». Так, Андрей Коршунов, председатель комитета Южноуральской торгово-промышленной палаты по поддержке предпринимательства, председатель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая» полагает, что любая крайность всегда вредна:
«Можно запретить все, всем и навсегда. Но, более правильно, мне кажется, найти баланс между разумными мерами предосторожности и необходимостью жить и работать».
Эксперты отмечают, что благодаря введенным ограничительным мерам, после окончания пандемии стоит ожидать рост спроса в ряде направлений. В основном речь идет об отечественных компаниях, выпускающих продукцию для борьбы с COVID-19, а также о тех компаниях, которые сумели перестроится в условиях новых реалий и адаптироваться к дистанционной работе.
«Благодаря режиму самоизоляции в наших городах уменьшилось негативное воздействие на окружающую среду. Во-вторых, на рынке труда произошла отработка навыков удаленной работы. В экономике мы получили также дополнительный опыт антикризисного менеджмента. В-третьих, в образовании мы получаем богатый опыт дистанционного обучения школьников и студентов, а взрослые учатся максимально использовать возможности для саморазвития. Есть и психологический эффект — люди стали больше времени проводить с семьей, уделять большее внимания общению со своими детьми», - считает
Евгений Маклаков, куратор проекта «PR-дозор».
В Челябинске удалось избежать крупных очаговых вспышек, пожалуй, в этом и заключается главный результат режима самоизоляции. В совокупности с массовым тестированием на коронавирус (в регионе уже проверили более 54 тысяч человек), которое проводят 14 лабораторий области, раннее выявление заболеваний, а также своевременное лечение в итоге дадут основания для скорейшего выхода из карантина и снятия ограничительных мер, которые безусловно ослабляют экономику региона.
«Для экономики Челябинска это большое испытание. Все, кто работал в «серой зоне» сейчас переживают сильный финансовый кризис, а это, опять же субъективно, довольно приличное количество народу», - считает Максим Бодягин, главный редактор электронного издания «Вечерний Челябинск – онлайн».