Уже больше месяца Новосибирск сражается с коронавирусом. 30 марта по всей России начался объявленный Президентом Владимиром Путиным режим самоизоляции. Как изменилась жизнь города всего за один месяц, и каких результатов мы достигли благодаря самоизоляции?
Участники Экспертного Клуба Новосибирска прокомментировали итоги месяца изоляции.
На сегодняшний день Новосибирск занимает третье место в рейтинге городов-миллионников по уровню самоизоляции. Средний индекс самоизоляции за прошедшую неделю составил 3,0 Это показывает, что люди в основном сидят дома. Эксперты отмечают, что важным результатом является, то, что готовность людей придерживаться общих правил поведения проявилась без жёсткого административного воздействия.
«Больше половины новосибирцев пошли на самоограничения не под давлением полиции, а потому, что посчитали рекомендуемые меры оправданными. Показатели по заболеваемости у нас лучше, чем в среднем по России. В соцсетях нет видео, где происходит какое-то запредельное винтилово нарушителей. По мере возвращения предприятий к работе была быстро восстановлена частота движения поездов в метро. Не сразу, но всё же удалось снять проблему дефицита защитных масок (есть в аптеках по 32 рубля)», - считает Кирилл Наконечный, начальник информационно-аналитического управления мэрии Новосибирска.
Новосибирск сегодня на 33 месте по заболеваемости Коронавирусом. Однако, долгое время он был антилидером среди миллионников по индексу самоизоляции. Во второй половине апреля этот показатель почти не поднимался выше 2 баллов из 5 , а мы знаем, что чем выше индекс, тем меньше людей на улице. И все - таки, благодаря ужесточению мер и введению масочного режима, властям удалось выровнять ситуацию. В целом с учетом того, что Новосибирск является транзитным городом и занимает третье место в стране по числу жителей, команда областного правительства за месяц отработала нормально. Это показывают разные рейтинги.
«Нужно еще учесть, что нам приходится непросто, ведь Новосибирск – огромный транспортный узел, здесь много транзитных пассажиров. Можно сказать, что меры в регионе принимались вовремя – и временной фактор здесь очень важен», - отмечает Дмитрий Козловский, заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области, председатель комиссии по наказам избирателей.
Число заболевших в регионе уже близиться к 800 и это при том, что всего проведено 43 787 тестов. Власти рассматривают возможность в скором времени введения электронных пропусков.
Анатолий Аблажей, кандидат философских наук, доцент, заведующий сектором социологии науки и образования Института философии и права СО РАН, отмечает, что процент заболеваемости небольшой. Важнейшим фактором для скорейшего выхода из режима самоизоляции станет развитие эпидемиологической ситуации как в стране в целом, так и в отдельных регионах.
Есть у пандемии и положительные стороны для отечественных производителей. В частности для компаний, выпускающих продукцию препятствующую распространению болезни и способствующую излечению от нее. А еще многие компании сумели адаптироваться и организовать на достаточно высоком уровне дистанционную работу.
По мнению Сергея Дьячкова, управляющего партнера DSO Consulting в этот период многие люди осваивают общение онлайн: «Технологическая революция продолжается и расширяет свое влияние. В этом смысле текущий кризис дает бизнесу новые средства. Впрочем, каждый кризис нас учит. Поэтому - мы справимся».
Именно пандемия показала нам, что все медицинские маски, халаты, большая часть лекарственных субстанций производятся в одной стране – Китае. Тоже - самое относится и к медицинской технике. Поэтому очень важно иметь возможности производить на местах необходимые компоненты. Пандемия спровоцировала резкий рост спроса на промышленные дезинфицирующие средства в стране, и многие предприятия перепрофилировались.
«Здесь мы можем посмотреть на наших аппаратах ИВЛ. У нас ИВЛ производят в массовом масштабе три завода. Но оказалось, что какой-то клапан к этим аппаратам производит Китай. И наши заводы могли просто встать. В Томске нашлись умельцы, которые смогли производить эти клапаны и смогли обеспечить ими наши заводы и не произошло их остановки», - считает Константин Антонов, доктор социологических наук, руководитель Новосибирского филиала ФоРГО.
В волонтёрском центре Новосибирска уже более шестисот человек: студенты-медики, активисты, а недавно к ним присоединились и соцработники. Эксперты видят главный плюс в том, что люди начали не только паниковать, но еще и стали думать, анализировать.
«Мы можем это оценить по контенту в Сети: появились действительно интересные, серьезные размышления, пусть их еще и не так много. Обязательно нужно отметить моменты, связанные с солидаризацией: волонтерство показало, что наше общество живое и оно способно самоорганизоваться, если есть нормальная цель», - считает Лада Юрченко, руководитель департамента перспективных проектов Агентство инвестиционного развития Новосибирской области.