Пожалуйста, садитесь. Время ужинать в колледже Святого Павла в Сиднее, где я декан и глава дома выпускников.
Члены высокого стола, одетые в академические платья, переделали в трапезную комнату стол, нагруженный канделябрами и серебряными украшениями из сокровищницы колледжа, каждое место накрыто столовыми приборами и бокалами. Студенты, также в мантиях, встают со своих мест, чтобы признать Высокий стол, и стоят, пока президент не закончит латинскую благодать (это более короткая - более длинная версия сохраняется для праздников). Теперь, когда все сидят, подается блюдо из трех блюд, сопровождаемое поэзией, музыкой, объявлениями и общим хорошо одетым весельем. Подается портвейн. После ужина произносится заключительная благодать, после чего все уходят в общую комнату на кофе (или более портвейна) и дальнейшую беседу. Мужчины носят галстуки. Женщины наряжаются. Ужинающие кланяются к высокому столу, когда оправдываются, а высокий стол кланяется назад, когда уходит с ужина.
Это ни в коем случае не уникальный ритуал. Везде, где Британская империя установила свой флаг, два великих университета Оксфорда и Кембриджа распространили свою коллегиальную модель, и поэтому в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Соединенных Штатах есть свои колледжи, каждый со своим традиционным укладом питания и жизни. Колледж Святого Павла - старейший такой колледж в Австралии, но он значительно отличается от других (и от колледжей в Британии). Tсть два сообщества - университетское и аспирантское - каждое со своими зданиями, столовыми, общими комнатами и руководством; каждое из них почти само по себе является колледжем, но присоединилось ко многим начинаниям. Сообщество бакалавров было основано в 1856 году, а Дом выпускников, который я возглавляю, в 2019 году. Тем не менее, несмотря на эту разницу в древности, вышеприведенное описание описывает ужин в обоих сообществах, каждую неделю.
Когда я начинал в качестве декана Высшей школы, не было ни одного Высшей школы, только незавершенная стройка и идея. Моим заданием было набрать студентов и академиков, заполнить здания людьми, установить студенческое руководство, а также спроектировать и определить культуру и практику нового колледжа - в колледже.
Мне не нужны были непрошенные советы. Самые распространенные чувства, которые я слышал, были неудивительными: "Новый колледж может быть современным", "тебе не нужны платья", "тебе не нужен официальный обед", "аспиранты в новом колледже захотят, чтобы это было обычным делом".
Мы носим платья. На официальные ужины. Это не случайно. Это не "современно".
У меня непопулярный вид. Я твердо и неизменно верю, что жизнь в 21 веке слишком неформальна и пуста от ритуалов, и что мы должны поощрять и воздвигать более ненужные формальности. Формальность, ритуал и церемония - а не случайный подход - являются одними из наиболее эффективных способов сделать мир и его институты более инклюзивными и эгалитарными. Нам всем в жизни нужно гораздо больше формальностей.
Прошедший век был хорошим временем для индивидуальных свобод - почти во всех отношениях. Эта повсеместная либерализация включала в себя свободу людей одеваться, обедать и говорить так, как им нравится. И то, как им это нравится, неизменно: случайный", "низкий ключ", "без лишней суеты", "не слишком драгоценный", "не слишком претенциозный", "не показной" или, как я слышал на днях, "не слишком "буржуазный"... короче говоря, неформальный". Комфорт - это король современного мира, а комфорт - это предлог для испарения формальностей из повседневной жизни.
В то время как формальность и ее ритуалы сохраняются в маленьких карманах, они делают это только там, где их укрепляют замысловатые защитные стойки. В целом (хотя и уменьшается), правительственные церемонии остаются в некоторой степени формальными. За все возрастающими исключениями, свадьбы и похороны цепляются за формальные традиции. Высшая Церковь позиционирует себя как последнее прибежище формальной практики - утверждение, которое не имело бы зубов, если бы низшая Церковь так эффективно не отменила колокола и запахи, а также гимны и церемонии в пользу призывов к прихожанам, которые хотят, чтобы служение было "не слишком суетливым".
Комфорт победил, и большинство формальностей ушло. Но за свободу неформальности приходится платить. Формальность является оплотом против самых отвратительных человеческих импульсов и действует как вакцина против нашей самой опасной тенденции: формирования групп и аут-групп.
Интересен такой формат статей? Продолжение во второй части