24 подписчика

Как зарождалось традиционное искусство - китайский цирк

135 прочитали
Китайский цирк – традиционное искусство, зародившееся еще в Древнем Китае. Несмотря на название, китайский цирк имеет мало общего с цирком в привычном нам понимании.

Китайский цирк – традиционное искусство, зародившееся еще в Древнем Китае. Несмотря на название, китайский цирк имеет мало общего с цирком в привычном нам понимании. Здесь нет ни клоунов, ни дрессированных животных, ни, тем более джигитовки на лошадях (точнее, она существует, но отдельно). Единственное, что объединяет два таких разных вида представлений – это существование в формате бродячих артистов. То есть, в старину, ни китайские, ни европейские цирковые артисты не имели постоянного места выступлений – они ездили по стране и устраивали свои шоу, разбивая шатры на ярмарках и фестивалях.
История китайского цирка начинается задолго до его европейского собрата. Первые упоминания о цирке обнаружили на стенах каменной усыпальницы времен династии Хань (около двух тысяч лет назад), на них художники вырезали картины, изображающие акробатическое искусство. Подобные мотивы обнаружили и в других гробницах, расположенных по всему Китаю. Причем, некоторые цирковые номера, ставшие вдохновением для древних художников, существуют в современной программе китайского цирка. К ним относятся жонглирование тарелками и хождение по канату. Вообще, в этом заключается одна из самых главных отличительных черт китайского цирка: вместо того, чтобы находиться в постоянном поиске новых и оригинальных номеров и элементов, китайские артисты стараются довести до совершенства уже имеющиеся. Каждый отдельный номер имеет свою долгую историю, репертуар традиционного китайского цирка насчитывает порядка двухсот номеров. Как правило, все они возникли из китайского фольклора и традиций. Например, легендарный «Танец льва» — это не что иное, как танец, который в Древнем Китае исполняли крестьяне после того, как был собран обильный урожай. В этом танце они изображали львиную мощь и грацию. Цирковые артисты лишь добавили костюм льва, а сами движения остались почти неизменными. Этот танец лежит в основе и « Танца дракона», различаются лишь символика и костюмы. А вращающиеся на длинных палочках блюдца – «Китайские тарелочки», олицетворяют, пожалуй, самый сакральный символ в мире – солнце. А артисты таким образом предстают перед зрителями теми, кто дарит миру солнце и солнечный свет.

Особняком стоят трюки, выполняемые на велосипедах. Ведь, это единственный номер, который китайцы позаимствовали у европейских коллег. Но китайские артисты все равно привнесли свой особенный колорит в эти номера. Чего только стоит «Павлиний хвост» — когда по канату на одном велосипеде едут сразу около десятка акробатов, постепенно перестраиваясь и образуя «павлиний хвост». 

Чтобы стать профессиональным актером китайского цирка, дети начинают обучаться мастерству в возрасте четырех лет. Как правило, обучение происходит в цирковой труппе: уже состоявшиеся артисты учат будущих акробатов. Очень часто в труппу приходят актеры из Пекинской оперы: благодаря их великолепной физической подготовке (ведь Пекинская опера также включает в себя серьезные акробатические номера), они всегда желанны на цирковых подмостках.
Огромным толчком к развитию китайского циркового искусства в 20-м веке послужила поддержка со стороны государства. В каждом крупном городе были сформированы собственные цирковые труппы, а в 1950 году создали первую Китайскую государственную цирковую труппу. Сейчас в стране живет и работает около пятнадцати тысяч цирковых артистов. Примерно столько же разъехалось по различным иностранным циркам, в их числе и знаменитый цирк «Дю Солей». На сегодняшний день китайский цирк получил мировое призвание не столько за экзотические представления, сколько за непревзойденное мастерство акробатов.