В сегодняшнее полнолуние во многих странах празднуют Весак (Будда Пурнима) — это День Рождения, Пробуждения и ухода в Паринирвану Великого Учителя — Будды Шакьямуни.
Принц Сиддхартха родился в Лумбини около 2600 лет назад. Движимый любовью и безграничным состраданием он достиг полного пробуждения на благо всех живых существ.
Все учение Будды можно описать в этом четверостишии:
"Не совершай злодеяний,
Взращивай добродетель,
Полностью усмири свой ум – Это и есть учение Будды."
“Не совершай злодеяний” — относится к учению об Отречении. Но здесь речь не идет об отречении от счастья и жизненных благ, как многие неверно интерпретируют понятие отречения, будто буддист должен отречься от всех удовольствий. Под отречением подразумевается непоколебимое намерение избавиться от страданий и всего, что их приносит. Мы несчастны, так как слишком сильно стремимся к внешним объектам, желая их заполучить. Пытаясь найти решение своих проблем, мы просто-напросто ищем не там. А корень наших страданий кроется в неведении, в нашем цеплянии за свое “я”. Нам для начала нужно хотя бы ослабить свое цепляние за эго, а в конечном счете — полностью искоренить его.
“Взращивай добродетель” — это учение о Бодхичитте — стремлении к полному пробуждению на благо всех живых существ. Свое счастье невозможно достичь без счастья для других. Любовь и забота о других и любовь и забота о себе являются синонимами. Если хочешь стать счастливым, то сделай счастливым всех вокруг себя.
“Полностью усмири свой ум” — это учение о мудрости, постигающей пустотную природу всех явлений. Под пустотой в буддизме не подразумевается, что ничего нет. Пустота — это отсутствие независимого существования. Это учение о том, что все явления существуют лишь на основании взаимозависимого возникновения. В действительности ничего самосущего нет, все явления носят чисто иллюзорный характер. Но пустота — это ни в коем случае не отрицание бытия, а отрицание самосущего бытия как в личности, так и в явлениях.
Отречение, Бодхичитта и Пустота представляют собой Три Основы Пути, который ведет к Полному Пробуждению на благо всех живых существ. В этом и заключается суть учения Будды.