Любовь к собакам у меня с детства. Моей первой собакой был бассет. Потом, чтобы ему было не скучно, родители завели еще таксу. При этом родители вообще не интересовались такими вещами как воспитание собак. Собаки просто жили с нами и все. Еще у нас на районе было очень много бездомных дворняг, которых при этом никто не боялся и никакого негатива к ним не испытывал. Это сейчас все при виде бездомных псов почему то начинают напрягаться: «Ой, дворняги, они соберутся в стаю и всех нас покусают!». Тогда же все этих дворняг подкармливали, гладили. Моим любимцем был крупный дворовый пес Джек. При этом дети 90-х знали, что если идут собаки, то нужно перестать носиться и пройти мимо собак спокойно и не лезть к собаке, если она сама не предложила общаться. Тогда никакой агрессии с её стороны не будет. Это нам объясняли родители.
После школы мало кто понимает, кем он на самом деле хочет стать. Поэтому я получила самую обычную профессию – секретарь-референт. Потом вышла замуж. Переехали с мужем из Москвы в загородный дом. У меня тогда был старенький такс, которого мы забрали с собой на доживание. После его смерти сразу купили еще одного такса – Филю. А потом, чтобы ему было не скучно, завели еще одного – Гектора. И я вдруг не на шутку увлеклась воспитанием и дрессировкой собак. Мы с Филей стали ходить на выставки собак практически каждые выходные (однако очень скоро мы поняли лживость выставочной системы), потом мы узнали, что для такс есть учебные норы... И понеслось. Оказалось, что собаководство – это какой-то новый мир, в котором мне захотелось остаться навсегда. С Гектором мы пошли на ОКД (общий курс дрессировки), именно тогда я захотела стать инструктором по дрессировке собак.
Я спросила у инструктора, который тренировал мою собаку, куда пойти учиться. Он посоветовал мне хорошие курсы. В высших учебных заведениях на инструктора по дрессировке не учат. Люди, которые окончили Тимирязевскую академию по специальности зооинженер-кинолог, рассказывали, что их там учили по учебникам советских времен, в которых написано, что собак нужно кормить картошкой и свиными головами. При этом навыков дрессировки там не дают, поэтому выпускники той же Тимирязевки за знаниями идут на те же курсы РКФ. Учеба моя заняла ровно год, я получила аттестацию РКФ, как специалист по дрессировке и эксперт по рабочим качествам собак. Но кинология – это непрерывное обучение. Нужно постоянно повышать квалификацию, ходить на семинары, постоянно читать и получать практические знания от старших тренеров. Так, у меня за плечаеми еще 3 года курсов в СПб на зоопсихолога, специалиста по поведению собак. Но на самом деле в кинологии никого не интересует, какой у тебя диплом и есть ли он вообще. Имеет значение только то, что ты умееешь делать.
Сейчас у нас с мужем 6 своих собак и нам постоянно привозят новых на передержку. Собаки – это наши дети. Мы как-то вместе решили, что рожать детей мы не хотим. Думали усыновить ребенка из детского дома. Некоторое время помогали Детдому для детей с болезнями ЦНС во Фрязино и даже думали взять малыша оттуда, но потом поняли, что ребенок с диагнозом при нашем образе жизни не получит необходимого внимания и ухода. Но может быть мы еще вернемся к теме усыновления. Мне всего 34, а мужу 40.
Муж мне во многом помогает – выгулять, вымыть, покормить собак. У него есть своя работа, но благодаря мне собаки стали частью и его жизни. Правда, на каждую новую собаку мне приходилось его уговаривать. Когда у нас было две таксы, мне очень захотелось овчарку. Муж полгода не мог понять, зачем она мне нужна и не соглашался. Тогда пришлось применить последний аргумент: «Просто это моя мечта!». И он согласился. Мы купили овчарку – Юргена.
Когда я начала ходить на курсы в РКФ, одним из предметов был "виды кинологического спорта" и там нам рассказали про мондьоринг (от фр. Mondioring — «широкий, разнообразный». Одно из спортивных направлений дрессировки, состоит из большого количества элементов, сложно скомпонованных между собой. От собаки одновременно требуется проявление ловкости, смелости, сообразительности, а также высокого уровня автоматизма действий, достигаемых долгой и упорной дрессировкой. Дрессировщик должен в совершенстве управлять собакой – прим. Ред.)
Я очень им загорелась. Но немецкие овчарки не подходят для мондьоринга из-за анатомии – собака должна быть более легкой и функциональной. Идеально для этого вида спорта подходит порода малинуа (бельгийская овчарка). Так у нас появился четвертый пес – малинуа по имени Курт. Однако для мондьоринга он, к сожалению, не подходил из-за особенностей психики – он гиперактивный невротик. Через 4 года у нас появился Рокко – второй малинуа, которого я как раз сейчас воспитываю и тренирую к мондьорингу. А еще одну собаку – Анфису мы взяли из приюта.
Многим кажется, что собака – это очень сложно. Она привяжет тебя к дому, заставит вставать в 6 утра, больше никаких путешествий. Ну, по поводу того, что вставать на прогулку с собакой обязательно нужно в 6 утра – это миф (если только вам не нужно на работу к 7.30). А по поводу путешествий – я не представляю путешествий без собак. Если у вас есть собака – берите ее с собой везде – на пробежку, на прогулку, в поездку. Собаководство – это образ жизни. Собака не будет счастлива в семье, где она как мебель сидит все время дома, ведь собака для хозяина часть жизни, а хозяин для собаки - вся жизнь.
Ответственные люди, когда заводят собаку, думают о том, как сделать, чтобы ей было хорошо. И чем больше они начинают погружаться в эту тему, тем интереснее им становится. Собаководство очень увлекательно. С собакой ты никогда не будешь чувствовать одиночества, она никогда не будет оценивать тебя по тому, сколько у тебя денег и чего ты добился в жизни. Она простит тебе все твои ошибки, даже в отношении нее. Неспроста именно собака – друг человека.
Люди и собаки очень похожи в том, какие у нас социальные нормы поведения. Мы, как и собаки – социальные животные. И людям и собакам нужна иерархическая лестница. И человек всегда должен быть лидером для своей собаки. Однако в интернете сейчас куча неправильной информации по поводу того, кто такой лидер. Поэтому многие нависают над собаками, третируют их и орут на них, думая, что это приведет к послушанию. Но лидер – это вовсе не тот, кто доминирует и подавляет. Лидер всегда спокоен и он ничего не боится. Это тот, кто решает проблемы. Поэтому к нему все тянутся и слушаются его. Потому что он знает, как надо. Кто такой вожак в стае собак? Их всего 1% в популяции и все остальные особи хотят находиться рядом с вожаком, потому что он является гарантом выживания. Остальные особи не знают как выжить.
Поэтому никакой анархии в отношениях с собакой быть не должно и собаки на самом деле не принимают ее. Их гормональный фон не дает им возможности принять те решения, которые может принять вожак. У вожака очень высокий уровень эндорфина и дофамина и низкий уровень кортизола и адреналина. И никакие стрессы не способны изменить их гормональный фон. Это подтверждено лабораторными исследованиями. То есть лидер никогда не поддается страху и панике. Он примет единственно верное решение в стрессовой ситуации. Вожак стаи спокоен как танк. Если кто-то по мелочи будет его провоцировать, он не будет на это реагировать. Но если кто-то ему «заслонит солнце», он выпишет столько, сколько нужно, чтобы это больше не повторилось.
Собаки всегда тянутся к тем, кто уверен в себе. Поэтому нужно сохранять спокойствие, даже там, где это сложно. Хоть у нас и много общего, ритаульное поведение у нас разное. Если вы пришли с работы, собака выскочила в коридор и начала радостно напрыгивать на вас, а вы в ответ начали прыгать вокруг нее и кричать: «Привет! Привет!», собака считывает это так: «Это особь с низким статусом – либо щенок, либо аутсайдер». Для хозяина-лидера у собаки совершенно другой ритуал встречи. Вообще у хозяина и собаки должны быть детско-родительские отношения.
Мы же не можем позволить ребенку делать, что он хочет, потому что он не понимает возможных последствий. Так и собака не понимает, что она может отравиться, подбирая что-то с земли, попасть под машину, бесконтрольно бегая без поводка и т. п. Наша задача – обучить ее и объяснить ей правила поведения. Для ее же безопасности.
У современных собаководов две беды – неграмотные заводчики и интернет. Очень часто ко мне приходят на коррекцию поведения и я спрашиваю, почему собаку воспитывали именно так. Половина отвечает – заводчик сказал, вторая половина – прочитал в интернете. При том, что заводчиками в наше время может стать кто угодно, просто заведя суку. Часто они сами ничего не понимают про собак и их поведение, но тем не менее дают советы. В интернете же всю информацию нужно очень тщательно фильтровать. Там встречаются как правильные, так и абсолютно неправильные вещи. В итоге сейчас в обществе негатив есть не только к дворовым, но и к хозяйским собакам. При виде человека с собакой на поводке дети могут начать трястись, а мамаши орать: «Осторожно! Собака укусит!» или бесконтрольно, не спросив разрешения хозяина, тянуть руки . И я не могу понять, откуда этот страх по отношению к собаководам. Может быть люди просто начитались страшилок из интернета, как какая-то собака съела кому-то лицо. А может потому что в последние годы слишком многие стали заводить собак, а культуры собаководства при этом нет.
Очень часто я вижу, что собаководы сами провоцируют негатив по отношению к себе. Люди отпускают своих невоспитанных собак бегать одних без поводка, а потом удивляются, если их собака убежала и попала под машину, покусала кого-то или ее покусала более крупная особь. В СССР, например, нельзя было просто так взять и купить породистую собаку. В клубах собаководства собеседовали каждого претендента и в случае сомнений в том, что он сможет воспитывать щенка должным образом, ему отказывали. Много вязок тоже не было и документы выдавались не на всех щенков помета. Люди занимались со своими собаками на специальных площадках. А сейчас каждый может стать заводчиком (а точнее разведенцем, потому что заводчик - это человек, который занимается заводским разведением собак, то есть селекцией) и плодить щенков на продажу как заблагорассудится. Площадок для выгула и занятий с собаками мало. Специалистов генетиков, знающих тонкости племенной работы, занимающихся подбором пар для вязки, и отбором щенков, которым давали документы, из Кинологических клубов распустили, племенные книги уничтожили. В итоге полный бардак.
Культура – это когда твоя собака без поводка побежала к кому-то, ты подзываешь ее к себе и она подходит с первого раза. Если она все-таки успела подбежать и человек испугался, ты извиняешься. Потому что непослушная собака – это не нормально.
Культурный собаковод заботится о потребностях собаки и воспитывает ее так, что она не носится по людным улицам словно ветер в поле, не подбегает к прохожим и другим собакам без разрешения, потому что каждый имеет право на личное пространство. Культурный собаковод не выгуливает питомца на детской площадке, убирает за своей собакой, несёт полную ответственность за жизнь собаки, её здоровье и её поведение перед обществом.