Найти тему
Народная Газета

ИДМАТУЛЛОВ ХУСНУЛЛА НАСИБУЛЛОВИЧ

Когда началась Великая Отечественная, Хуснулла уже служил в Красной армии в инженерных войсках. «Я 19 месяцев служил в Приморском крае, и на тот момент мы были уже подготовленными бойцами, -вспоминал ветеран. - О войне узнали в полдень: по радио объявили страшную новость, внимательно слушали Молотова, и после его выступления ни у кого не осталось сомнений, что на нашу землю пришла беда. Так как мы служили в инженерных войсках, нас отправили ремонтировать железные дороги, которые немец пытался разрушить».

Железнодорожный транспорт в те годы имел большое значение: за 23 года Советской власти в его развитие вложили более 7,9 миллиарда рублей (а надо отметить, это были далеко не сегодняшние, куда более полновесные рубли), после чего протяженность всех железных дорог в СССР к 1941 году достигла 106,1 тысячи километров. Это были одновременно и «нервы», и «кровеносные сосуды» экономики.

Именно ж/д составы и были важнейшим средством подготовки и проведения стратегических операций в ходе Великой Отечественной. Поэтому враг старался всеми силами уничтожить железнодорожные пути, но благодаря таким, как Хуснулла Идматуллов, достигнуть цели им не удалось. «Перед нами стояла серьезная задача - сохранять и восстанавливать наши дороги, потому что благодаря им на фронт вовремя подвозили боеприпасы, горючее, продовольствие, подкрепление», - рассказывал ветеран.

С началом Великой Отечественной войны железнодорожные войска должны были не только охранять и технически сопровождать железнодорожные объекты, но и обеспечивать сосредоточение и развертывание 1-го стратегического эшелона Вооруженных сил, эвакуацию граждан, подвижного состава и ценного имущества.

Искусство восстановления железных дорог и стойкость советских воинов отмечали даже враги. В немецкой разведывательной сводке говорилось: «Русские проявили большое искусство в использовании железнодорожного сообщения для переброски войск, мастерски производя ремонт путей и эвакуируя основную часть подвижного состава, но не уменьшая при этом значительно пропускной способности остальной сети. Русский солдат проявил исключительные особенности. Его стремление стоять до конца, казалось, было естественной чертой его характера».

Несмотря на самоотверженный труд, темп восстановления железных дорог был низким из-за недостаточной технической оснащенности железнодорожных войск, слабого обеспечения восстановительными материалами, а также отсутствия единства в руководстве работами со стороны Народных комиссариатов обороны и путей сообщения.

Постоянное чувство страха смерти, работа в тяжелых условиях, и все время - отступление назад... Так солдат Идматуллов дошел до Сталинграда. «Немцы, когда отступали, ломали железную дорогу: взрывали пути, как плугом, цепляя рельсы и шпалы, выдергивая огромными участками. Применяли динамит, после которого рельсы рвало на части. Нам пришлось восстанавливать дорогу от Сталинграда до самого Днепра. Причем мосты мы тоже ремонтировали, сами делали из дерева полотно, на которое потом клали рельсы», - рассказывает ветеран-железнодорожник.

Молдавия, Румыния, Венгрия, Чехия - такой фронтовой путь пришлось пройти Хуснулле Насибулловичу Идматуллову.

О Победе Хуснулла Насибуллович узнал, когда находился в Чехии, в городе Брно. «Мы так радовались с ребятами, так хотелось домой. Однако туда я попал только в 1948 году, но главное, что остался живой и здоровый…», - делился ветеран Идматуллов

Школа имени Матвея Чернова

Патриотизм и мужество проявили новомалыклинцы в годы Великой Отечественной войны: из 6100 земляков, призванных на войну, 2850 остались на полях сражений. В честь одного из новомалыклинцев, кровью и подвигами заслуживших высокое звание Героев СССР, названа школа в районном центре.

Матвей Чернов родился в селе Малая Якушка (его именем названа улица в Новой Малыкле) в семье крестьянина. В боях за освобождение Родины наш земляк проявил, как и миллионы жителей СССР, героизм. Особенно отличился при выполнении боевого задания на территории Латвии 19 июля 1944 года, когда в составе группы солдат бился с противником в районе поселка Рундены. Воины стойко и мужественно удерживали тактически важную высоту до подхода подкрепления. Чернов в том бою погиб. Похоронен в городе Лудза. Правительственным указом от 24 марта 1945 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Необходимо помнить, что в борьбе с фашистскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и труженики тыла. В Новомалыклинском районе, как и везде в годы войны, ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старики и дети, работавшие зачастую круглыми сутками.

Но, несмотря на тяжелые времена, образовательному процессу уделялось большое внимание. Подростков направляли в школы фабрично-заводского обучения (в 1941 году такая школа была организована при леспромхозе). Для учащихся выделялись лесосеки для разработки и лесорубочные инструменты. После окончания учебы ребята оставались трудиться в леспромхозе. Применение находили всем - девушек, как правило, отправляли на торфозаготовки. Тяжелая работа и нестерпимые условия - многие не выдерживали и сбегали домой, но их возвращали вновь на рабочие места. Голод забирал у людей здоровье, а порой и жизнь: на сутки выдавали полкилограмма ржаного хлеба и щи из одной капусты. Те, кто оставался в селах, оказывались не в лучшем положении: практически отсутствовала одежда, вместо обуви люди носили лапти, на которые в сырое время года крепились деревянные чурки.

Война не пощадила никого -после блокады Ленинграда без родителей остались тысячи детей, которых эвакуировали в разные города. Не осталась в стороне и Ульяновская область: в селе Старая Бесовка Новомалыклинского района для этих детей открыли детский дом, где они жили в двух колхозных домах, а учились в школе вместе с сельскими ребятами.

Подростков учили счету и письму, несмотря на то, что не хватало учебников и тетрадей, применяя различные хитрости. Так, например, для изготовления чернил использовали печную сажу и молоко. Школьные сумки шили из холста или же делали коробки из картона или фанеры.

В то время, пока малыши учились в школе, а подростки работали, старшее поколение женщин вязали варежки, носки, шарфы, которые отсылали на фронт.

Для всех новомалыклинцев законом жизни в те годы стал девиз «Все для фронта, все для победы над врагом!». «Мы выиграли благодаря силе духа и единству. Это наша общая Победа», - говорят сегодня те, кто остался в живых.