Перед тем как, в конце февраля на Запад обрушился коронавирус, мировое внимание было сосредоточено на миллиардерах, спасающих мир в Давосе. В этом году спасение мира было связано с 3 вещами: 1. искусственный интеллект, 2. изменение климата и 3. Центральный банк цифровых валют (ЦБЦВ). После того, как вирус поразил нас, мы поняли, насколько опасны могут быть банкноты, и ЦБЦВ стала еще более актуальной темой.
В то время как большая часть дискуссий в социальных сетях была сосредоточена того, требует ли ЦБЦВ блокчейн, для большинства центральных банков это второстепенная проблема. Как недавно отметил Банк Англии в своем блестящем дискуссионном документе, проектирование ЦБЦВ предполагает принятие большого количества сложных экономических, технических и политических решений. Среди них наиболее важным является решение "Кто будет использовать ЦБЦВ?". Поэтому сначала нужно понять, что такое ЦБЦВ и чем он отличается от других форм денег.
ЦБЦВ представлялся в двух вариантах. Существование оптового ЦБЦВ, который контролировал цифровую валюту, предназначенную для использования финансовыми учреждениями. А также, существование, розничного ЦБЦВ, который контролировал использование физическими лицами, домашними хозяйствами и корпорациями. В то время как оптовый ЦБЦВ является гораздо более полезным с точки зрения финансовых рынков и денежно-кредитной политики, розничный ЦБЦВ является гораздо более сложным и интересным. Это могло бы обеспечить постоянный доступ населения к без рисковой форме денег, выпускаемых Центральными банками, что может иметь особенно важное значение в будущем, поскольку использование наличных денежных средств сокращается и использование в платежах новых форм частных денег становятся все более широко используемыми в платежах.
ЦБЦВ является обязательством центрального банка
Предположим, по какой-то странной причине мы все живем в матушке России, и Центральный банк прочитал эту статью и решил выпустить цифровой рубль. В этом сценарии этот цифровой рубль - это деньги, которые являются пассивом Центрального банка. Если у вас в кошельке есть цифровой рубль, Центральный банк должен вам рубль. В этом смысле, розничный ЦБЦВ выполняет ту же функцию, что и банкнота, выпущенная центральным банком. Если она в вашем кошельке, и вы не украли ее у кого-то другого, поздравляю, он на 100% ваш собственный, и Центральный Банк должен вам эти деньги.
Розничный ЦБЦВ выполняет ту же функцию, что и банкнота. В нашем примере, если Центральный банк все еще выпускает бумажные рубли, вы можете попросить Центральный банк обменять ваш цифровой рубль на бумажный. Напротив, если вы держите stablecoin, такие как, Tether или TrueUSD, Центральный банк ничего вам не должен.
Деньги на вашем розничном банковском счете сегодня также не ЦБЦВ, потому что это просто номер, который ваш банк говорит, что он должен вам. Если ваш банк терпит неудачу, максимум, что вы можете возместить - это максимальную страховую сумму. Деньги на вашем PayPal или Яндекс кошельке также не являются ЦБЦВ, потому что если вы нажмете кнопку "Отправить" и Платежная система откажется отправить эти деньги, вы можете пожаловаться регулятору, но Центральный банк не должен вам эти деньги.
Короче говоря, ЦБЦВ - это цифровые деньги, которые Центральный Банк должен вам. В свою очередь, это деньги, которые может напечатать только Центральный Банк, и только Центральный Банк может сжечь.
Кому нужен ЦБЦВ?
Многие центральные банки по всему миру разрабатывают и тестируют ЦБЦВ, но жюри все еще очень сильно сомневается в их эффективности и долговечности в качестве политики. В целом, споры о ЦБЦВ разбиваются на три части:
Цифровые революционеры - это люди, которые утверждают, что сейчас Китай выпускает цифровой юань, все, кто в настоящее время использует доллар США, немедленно перейдут на цифровой юань, и великая Американская империя скоро рухнет. Логического обоснования для таких радикальных убеждений мало.
Скептики из ЦБЦВ утверждают, что деньги уже стали цифровыми. Они отмечают, что в некоторых западных странах большинство потребительских платежей осуществляется через мобильный банкинг, Venmo или PayPal, и использование наличных денег быстро сокращается. Цифровые деньги, отслеживаемые в бухгалтерских книгах центрального банка, подвергают пользователей слежке с небольшой выгодой. Скептически настроенные чиновники Банка Англии говорят, что если потребители смогут держать деньги центрального банка напрямую, они не захотят держать деньги в коммерческих банках во время кризиса, что приведет к краху банков, кредитной и денежно-кредитной политики.
ЦБЦВ МОЖЕТ СМЯГЧИТЬ... РИСКИ ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАДЕЖНОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРИЛОЖЕНИЙ
Сторонники ЦБЦВ, утверждают, что хорошо продуманный ЦБЦВ может повысить способность центральных банков-эмитентов проводить денежно-кредитную политику и способствовать финансовой стабильности, защите прав потребителей, вовлечению в финансовую сферу и трансграничным платежам.
На самом базовом уровне деньги, хранящиеся на сберегательных счетах или электронных кошельках, не поддерживаются в полной мере верой и кредитоспособностью центрального банка и, следовательно, несут в себе кредитный риск (т.е. в банках закончатся деньги). Поскольку большинство из нас имеют сберегательные счета с меньшим количеством денег, чем максимальная застрахованная сумма, это, как правило, не является проблемой. Для малого и среднего бизнеса, имеющего несколько сотен тысяч, а то и миллионов в банках, или для крупных потребительских покупок, таких как, недвижимость, риск того, что банк разорится или не сможет найти достаточно ликвидности, чтобы выполнить платежное поручение, невелик, но реален.
В целом, есть четыре основные причины, по которым многие центральные банки запустят розничный ЦБЦВ в течение следующего десятилетия.
Трансграничные платежи и цифровая идентификация
Facebook, в отличие от центральных банков, признал, что цифровые деньги - это не оцифровка денег. Цифровые деньги - это оцифровка личности. Это относится и к ЦБЦВ. На самом деле, наибольшее преимущество розничного ЦБЦВ будет заключаться в ускорении создания согласованной, национальной и глобальной инфраструктуры цифровых удостоверений личности на базе Интернета. Именно в этот момент розничный ЦБЦВ как концепция начнет воплощать в жизнь концепцию "от равных к равным" электронные деньги.
Возьмем пример. В то время как внутренние розничные платежи во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в настоящее время являются бесплатными, трансграничные платежи остаются для потребителей минным полем боли, затрат и задержек. Если я посылаю деньги, например, в Индию, то в Великобритании у нее нет цифровой идентификации, а у меня нет цифровой идентификации в Индии. Таким образом, мой банк в Великобритании подтверждает, что я отправил деньги, а банк получателя подтверждает, что он является тем человеком, для которого деньги предназначены, и оба банка подтверждают (или, по крайней мере, надеются), что ни я, ни мой получатель не являются гнусными персонажами. Затем банки ждут, пока они не сравнят свои соответствующие электронные таблицы, и заставляют меня ждать этой выверки. Только после этого оба банка принимают комиссию, а остальное отправляют моему получателю. Если бы банк был в сельской Гане, а не в Дели, то, вероятно, было бы еще два банка в этом банковской цепочке, что увеличило бы в четыре раза задержку и ожидание.
Весь этот процесс трансграничных платежей не только приносит неудобства потребителям, но и делает глобальный режим борьбы с отмыванием денег неэффективным и неосуществимым. Вместо этого, если Банк Англии и Резервный банк Индии будут полагаться на общий набор стандартов данных для своих соответствующих цифровых валют и соответствующей инфраструктуры цифровых удостоверений личности, то чеки могут быть полностью автоматизированы, выверка счетов исключена, а платежи через Интернет, осуществляемые через границу, могут быть мгновенными, безболезненными, надежными и бесплатными или с минимальными комиссиями.
Финансовая доступность
В отличие от коммерческих банков, центральные банки подобны коммунальным службам. Несколько центральных банков могут печатать деньги и выручать миллиардеров каждые несколько лет, но ни один из них не существует для того, чтобы зарабатывать деньги. Поэтому, в целом, у центрального банка мало оснований для того, чтобы предлагать счета непосредственно розничным клиентам.
Однако в таких странах, как Камбоджа, где банки не очень сильны, а большинство людей не имеют много денег, центральный банк в партнерстве с финтехом может дать миллионам людей доступ к надежной, быстрой, электронной платежной системе. Это именно то, что Макото Такемия и Сорамицу сделали со своим проектом Bakong для Центрального банка Камбоджи.
Более того, даже в таких странах первого мира, как Швеция, США и Великобритания, есть тысячи людей, которые слишком бедны, чтобы коммерческий банк, мог работать с прибылью. Многие из таких потребителей также не обладают достаточными техническими или финансовыми возможностями, чтобы пользоваться услугами только мобильной связи. Прямо в центре относительно процветающей страны, такой как Америка, есть невидимая Камбоджа, надеющаяся, что такой Bakong, как ЦБЦВ, произойдет.
Финансовая стабильность
Позвольте мне заявить без доказательств, что все деньги - это долги. Facebook (строго говоря, LIBRA Ассоциация) должна мне на 10 LIBRA больше, чем раньше, и Facebook должен вам 10 LIBRA меньше, чем раньше. Вы, в свою очередь, должны мне 10 LIBRA меньше, чем раньше. В этом смысле, платеж от вас ко мне - это передача долгового обязательства от вас к Facebook. Для того, чтобы этот долг был деньгами, я должен быть уверен, что Facebook сможет удовлетворить мое требование, когда я попрошу Facebook сделать это. Если я не доверяю Facebook, я не приму ваш платеж, и эти LIBRA для меня ничего не стоят. Если никто не доверяет Facebook, то все LIBRA в мире действительно ничего не стоят, что, к сожалению, более реалистичный сценарий, чем кажется.
Когда люди теряют доверие к способности банков выполнять свои требования, они внезапно пытаются вытащить все свои деньги. Это называется банковский побегом. Когда банки не доверяют хедж-фондам и корпорациям, а, следовательно, и друг другу, чтобы выполнить свои обязательства на рынке срочного финансирования и коммерческих бумаг, это должно быть известно, как коронавирусный финансовый кризис, который заставил ФРС на прошлой неделе напечатать 850 миллиардов долларов в виде денег на спасение. Вот почему люди в сфере финансовых услуг любят говорить о доверии.
Финансовая стабильность - это предотвращение того, чтобы финансовая система становилась нестабильной и, таким образом, вызвала финансовые трудности у потребителей. В отличие от наличности и резервов, розничный ЦБЦВ позволит центральному банку стать кредитором последней инстанции для домохозяйств и малого бизнеса, а не для миллиардеров и банков. В условиях финансового кризиса это позволит центральному банку оказывать помощь потребителям, а не корпорациям, что, в свою очередь, снизит стимулы для мега-корпораций занимать слишком много денег. Это, в свою очередь, сократит совокупный государственный долг и улучшит финансовую стабильность.
Защита прав потребителей
Последнее, что хотят правительства, это чтобы люди использовали LIBRA Facebook или магию, выпущенные в частном порядке интернет-деньги, как IOTA. Во-первых, если вы не зависите от государственных денег, правительство имеет гораздо меньше власти над вами, чем Facebook. Во-вторых, если вы используете волшебные интернет-деньги или деньги Facebook, правительству все еще нужно беспокоиться о том, как вы будете голосовать, когда вы потеряете свои ключи или скажете, когда основатели IOTA закрыть всю сеть, оставив вас нести ваши сумки. Розничные ЦБЦВ могут снизить эти риски, путем предоставления надежной внутренней платежной системы на основе интернета для широкого круга потребительских приложений, включая игры, оплату онлайн-контента, электронные платежи, микроплатежи с устройств на устройства и так далее.
Таким образом, основанные на глобальных стандартах розничные ЦБЦВ могут обеспечить Интернет, который является ценным продуктом, которую биткойн стремится достичь. Интернет, даже без родного протокола для денег, добавил триллионы долларов к глобальному ВВП. Теперь просто представьте, на что способен полезный интернет.