Cегодня мы познакомимся с несколькими традиционными играми Казахстана, страны Центральной Азии с захватывающей культурой. Эти игры раскрывают важность лошадей в жизни казахов, так как большинство их традиционных игр включают именно этих животных.
Лошади играют жизненно важную роль в жизни казахстанцев. Роль лошади является частью наследия Казахстана и восходит к тысячелетиям, когда они имели много общего с соседними монголами. Живя в части степи, в сухом и холодном ландшафте к югу от Сибири, люди должны были быть такими же суровыми, как и их окружение, но это не означало, что они не получали удовольствия.
Казахи изобрели бесчисленное множество игр, связанных с верховой ездой, в том числе несколько видов гоночных соревнований, трюк верхом, конную стрельбу из лука и даже игру, в которой всадники сражались за козу.
Кыз Куу
Эта игра-не столько соревновательный вид спорта, сколько игривый, романтический вызов мастерству наездника. В Кыз-Куу мужчина-всадник ждет на стартовой линии, а женщина-всадник, находящаяся на некотором расстоянии позади него, начинает галопом приближаться к линии. Как только она пересекает его стартовую линию, он начинает скакать, надеясь догнать ее. Если он сможет пересечь финишную черту раньше нее, то получит право поцеловать ее. Однако если она выиграет, они вернутся к стартовой линии, а она будет бить его хлыстом. Другие варианты этой игры включают в себя требование к мужчине-всаднику догнать и поцеловать женщину-всадника, пока они оба скачут на максимальной скорости.
Кумыс Алу
В кумыс-Алу всадники соревнуются как в скорости, так и в ловкости. Люди усыпают землю монетами или носовыми платками. Всадники, пытаясь опередить своих противников, нагибаются, чтобы захватить как можно больше монет или носовых платков, когда они скачут полным галопом. Баллы начисляются за размещение на финишной прямой и за количества найденных предметов.
Байга
Байга, скачки на лошадях, включающие в себя испытание на выносливость как для лошади, так и для всадника. В то время как некоторые скачки охватывают короткие расстояния, большинство скачек байга охватывает большие расстояния до 100 километров. Это испытание силы лошади и мастерства всадников, которым обычно от семи до четырнадцати лет.
Кокпар
Кокпар похож на пропитанное кровью поло с обезглавленным козлом в качестве мяча. И даже когда Казахстан пытается создать для себя современную, высокотехнологичную идентичность, эта вековая игра всплывает как определяющая часть его культуры.
Одним из самых титулованных спортсменов в этой игре во всем Казахстане является пятилетний монгольский конь по кличке Лазарь. Рожденный диким в степи, он лишен худощавой грации чистокровного или арабского скакуна. За исключением большой головы и широких передних лап, он достаточно мал, чтобы его можно было принять за пони. Его пыльно-черный плащ слегка подернут ржавчиной, а нечесаная грива уродливо свисает на глаза. Коротконогий, с маленькими ушами, с отчужденными ореховыми глазами, он мог бы быть любым из сотен тысяч, если не миллионов лошадей, бегущих по лугам этой огромной, широко открытой местности.
В древней кочевой игре, известной как кокпар (грубо говоря, “хватание коз”), Лазер является многократным чемпионом в восьми казахских национальных играх и двух центральноазиатских играх, названными его именем. Предпосылка кокпара проста: две команды выходят на 300-400метровое поле, чтобы побороться за обезглавленную, только что забитого козла, пытаясь забросить его в ворота противника. Лазер был обучен игре с самого раннего возраста, учась уклоняться или окопаться против гораздо более крупных защитных лошадей. В ожесточенных схватках часто удивительно, что всадник лазера-коренастый человек по имени Абдиджапаров Абугали-может даже удержаться, не говоря уже о том, чтобы свесить свое тело вниз по боку Лазера в прыжке головой вперед на растоптанную козью тушу, вокруг которой топчутся и кружат лошади.
Говорят, что кокпар возник из конных набегов Чингисхана в начале XIII века, хотя он может быть еще старше. Традиционно в нее играли между аулами. Игровое поле - это расстояние, часто километры, между двумя кочевыми лагерями; цели-сад или загон для животных в каждом. Игры обычно следовали за свадьбой или рождением ребенка, когда 50 или 100 мужчин и мальчиков на лошадях собирались вместе в поле из пота и крови. В эту игру все еще играют таким образом по всей Центральной Азии, в тех же самых случаях и на национальных праздниках, но в последние годы она становится все более профессиональной, а за ее продвижение отвечают Федерации и правительственные министры. Теперь есть зарплата игрокам и телевизионные матчи. И, конечно же, есть звезды.
Всем прекрасного настроения и добрых традиций!
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного!