Приветствую всех на моем канале!
В период режима самоизоляции покупки дистанционным способом возросли в разы. Какие же права есть у покупателя при покупке товара дистанционным способом? И какой алгоритм действий, если вы хотите вернуть товар?
Дистанционная покупка - это покупка, совершённая на основании ознакомления с товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора розничной купли-продажи (ч. 2 ст. 497 ГК РФ).
Права покупателя при возврате товара:
1) Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней (п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом);
2) В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара (п. 21 Правил);
3) Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 21 Правил).
ВАЖНО!!! При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования (п. 21 Правил).
4) При возврате товара ненадлежащего качества покупатель отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками (п. 29 Правил). Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки продавцом возмещаются в течение 10 дней с момента предъявления требования (ст. 22 Закона о защите прав потребителей). При возврате товара ненадлежащего качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца (п. 31 Правил);
5) Оплата товара покупателем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной покупателем суммы при возврате покупателем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества (п. 36 Правил).
ВАЖНО!!! Если покупателю передан товар с нарушением, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях. Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если не установлены более длительные (или менее длительные) сроки (п. 27 Правил).
Алгоритм действий при возврате товара ненадлежащего качества:
1) Прежде чем купить товар дистанционным способом, изучите на сайте продавца процедуру возврата. На мой взгляд, это полезная привычка. У вас уже будит, представление о том, что и как вам потребуется сделать для возврата товара.
2) Так же советую сразу сохранить платежный документ, его отсутствие не лишает вас права возврата, но его наличие значительно облегчит и ускорит процесс возврата.
3) В моей практике приходилось доказывать через суд ненадлежащее качество товара, т.к. продавец отказывал в возврате денежных средств, а товар уже ему отправлен. Значительно помогает в этом фото и(или) видеосъемка. Не поленитесь и момент получения товара снимите на видео, сделайте фото. Либо если проблемы начались уже во время эксплуатации, сделаете соответствующее видео. На видео (фото) должна быть видна некачественность товара, а так же марка, артикул, модель и другие индификационные признаки товара.
4) Как правило на сайте покупателя есть форма заявления для возврата. Заполните ее, подробно опишите неисправность. Распечатайте на всякий случай эту форму, а также подтверждение отправки.
5) Если формы нет указываете следующее (п. 33 Правил):
а) полное фирменное наименование (наименование) продавца;
б) фамилия, имя, отчество покупателя;
в) наименование товара;
г) даты заключения договора и передачи товара;
д) сумма, подлежащая возврату;
е) подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).
Как получить подпись продавца, если магазин находится в Москве, а вы в Хабаровске и представительства в магазина в вашем городе нет, лично мне не понятно, комментарий к этому пункту в законе я не нашла. Поэтому остается проигнорировать это требование и поставить только свою подпись.
Дополнительно я советую указать:
- ИНН продавца, его юридический адрес, ссылку на сайт;
- Фактический адрес покупателя, контактный номер телефона, электронную почту;
- Модель, артикул, марку, количество и другие индификационные признаки товара.
- Реквизиты для возврата денежных средств;
- Подробно расписать неисправность товара;
- Ссылку на пункты в законе, на основании которых предъявляете требования;
- Дата заявления;
- Сфотографируете для себя на всякий случай составленное заявление.
С уважением, Светлана Лозанчук.