Про трамвай
Кто из нас хоть раз задумывался о роли песен в нашей жизни? Нет, песни мы, конечно, слушаем, переслушиваем, некоторые даже пытаемся заучить и более того – пытаемся спеть их в караоке. Получается это у всех по-разному, если слушать со стороны. И практически неотличимо от оригинала, если судить по количеству полученных баллов. Но вот чтобы так остановиться и подумать: «А какую роль сыграла вот эта самая песня в моей жизни?» - нет. Не останавливаемся и не думаем. Да и зачем думать? Ведь песни предназначены совсем для другого – они создают нам настроение. А настроение это такая вещь, что если о нём постоянно думать, то оно обязательно испортится, а это никому не нужно.
Впрочем, я отвлёкся и сейчас возвращаюсь обратно к трамваям. Эту историю мне рассказала моя коллега, назовём её Наталья, и я просто пересказываю её вам, приукрасив совсем чуть-чуть. Может быть, кто-то даже узнает себя, так как сам являлся участником тех событий.
Как известно, трамваи ходят по городским маршрутам каждый день. Поэтому у работников Горэлектротранспорта трудовые будни продолжаются не взирая на красные даты в календаре. Чтобы обеспечить бесперебойную работу подвижного состава, за каждым трамваем закреплено три водителя и соответствующее вагонам количество кондукторов. То есть по три кондуктора на каждый вагон. График работы скользящий: четыре дня люди работают в первую смену и два дня выходных, потом четыре дня во вторую смену и снова два выходных. Если твои выходные попадают на праздничные дни, то считай, повезло – отметишь как белый человек. Ну, а если нет, то идёшь развозить празднующих горожан.
Наталье «повезло» особенно и в воскресенье, в светлый праздник Дня города она работала во вторую смену. Более того, её трамвай был определён развозить горожан после окончания праздничного фейерверка по самым, что ни есть улицам разбитых фонарей, расположенным в рабочих кварталах микрорайона Эльмаш. Если кто не знает, то это рядом с Уралмашем и отличимо только для местных. Для всех остальных совершенно не имело значения название той территории, где их могут обобрать, ограбить, кинуть на бабки и они искренне не видели отличия между гопниками уралмашевскими и эльмашевскими. Сейчас, конечно там всё не так, гопники стали солидными людьми и водят своих внуков в Театр Юного Зрителя, а жён – в Оперный. Я надеюсь. Но в конце 90-х начале 2000-х дела там обстояли не лучшим образом. И что самое ужасное – это считалось нормой жизни.
И вот, в последнее воскресенье августа тех самых «лихих» годов, трамвай Натальи ровно в 21:00 стоял в так называемом накопителе, а по факту – в очереди из своих собратьев возле остановки «Дворец молодёжи», перед въездом на главную городскую улицу Ленина. И весь его экипаж – Наталья и два кондуктора женского пола ждали начала фейерверка. Наконец раздалось радостное бабах! Все водители и кондуктора выскочили из своих трамваев поглазеть на бесплатное световое шоу. По правде сказать, с того места, где они стояли видно очень посредственно и не всё, но говорили, что им понравилось. В сгустившихся сумерках отгремел последний залп и наступила тишина. Ждать оставалось не долго.
И вот они появились. Первые ряды шли довольно бодро, но у последующих нарушение координации движений было заметно даже в сумраке. Они как-то разом окружили трамвай, появляясь из самых неожиданных мест – из-за тёмных кустов, из мрака дворов и проулков. Самые быстрые уже заскочили в салон и стали рассаживаться по свободным местам. Пассажиры! Именно их и нужно было отвезти домой на Эльмаш.
Широкое празднование Дня города, начавшееся в 90-х с массовыми гуляниями в историческом центре, с бесплатными концертами звёзд на площади Ленина и на плотинке, а также фейерверком в конце праздника, было новинкой для той поры. Во времена СССР День города так шумно не отмечали и столько денег на ветер не запускали. Очевидно, новый формат праздника был призван ознаменовать начало новой эры и показать людям, что Россия поднимается с колен. Но, как и любой праздник на Руси заканчивался он одинаково – напивались все. Поэтому, развозка празднующих горожан по окраинам была делом абсолютно неблагодарным. Качество спиртного оставляло желать лучшего, поэтому содержимое желудков могло оказаться на полу, а пьяные разборки заканчивались выбитыми стёклами и покуроченными сиденьями. Но, наша Наталья не первый год работала водителем пассажирского транспорта, а посему, зная нравы горожан, заранее подготовила козырь – кассетный аудиоплеер.
Психологи, возможно, объяснят данный факт умными словами и с научной точки зрения, но на практике это происходит так: подвыпившему человеку по дороге с гулянки до дома не нужно резко давать почувствовать, что праздник закончился, иначе это повергнет его в уныние. А унылый человек способен натворить много бед, ради возобновления праздника в своей душе. Путь из центра на Эльмаш предстоял не близкий, кондуктора мало подходили на роль звёзд эстрады, к тому же развозка для горожан осуществлялась бесплатно – ещё одна щедрота от мэра. Поэтому концерт, воспроизводимый заезженной кассетой через хриплые динамики трамвая, был вполне удачным решением проблемы заскучавших пассажиров. Оставалась подборка песен. Но это, как ни странно, было самым простым делом. На кассету записывалась всякая попсовая лабуда, которую пипл поглощал ежедневно.
Наконец, специально обученная тётенька-ревизор, сверившись со своими инструкциями, дала отправление, напутствуя Наталью начальственным взором, и вагончик тронулся. Быстро пролетел ярко освещённый и густо замусоренный центр города, где памятник Ленину на площади 1905 года ещё раз указал направление движения, правда, совсем в другую от Эльмаша сторону. Вагоны прогремели на стрелочных переводах кольца возле гостиницы «Исеть», пулей пролетели по новым рельсам на улице Луначарского, долго ворочались в районе остановки «Пионерский посёлок», и в итоге выкатились таки на обособленную полосу проспекта Космонавтов. Это была почти финишная прямая. Пассажиры до сих пор вели себя вполне адекватно, всё-таки в центре они были гостями, но сейчас начиналась их территория. Пора начинать концерт. Плеер был подключен к бортовой сети трамвая и пассажиры смогли насладиться хитом всех времён и народов «Черепашка по имени Наташка» Разумеется, к нашей Наталье это не имело отношения, стиль её вождения черепашьим уж точно не назовёшь.
Под очердной хит дуэта Кар-Мэн «Лондон гуд бай» трамвай покинул остатки цивилизации и повернул на улицу Фронтовых бригад в край заводских заборов и проходных. И тут, народ реально начал осознавать, что праздник кончился. Спиртное быстро выветривалось из могучих организмов уральских рабочих, и весёлая музыка больше не радовала, а скорее наоборот – начинала раздражать. Нужно было что-то срочно предпринять для сохранения спокойствия граждан. И тут Наталью осенило – если весёлая песня людям более не мила, то нужно поставить грустную.
Выбор пал на песню из фильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении группы «Несчастный случай». Кассета в плеере была моментально заменена и перемотана.
Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал…
Эти слова, пропетые Алексеем Кортневым, моментально возымели действие. Салон притих. Что каждый при этом думал – остаётся загадкой, но глубокие мысли явственно читались на лицах пассажиров.
Край небоскребов и роскошных вилл,
Из окон бьет слепящий свет…
Трамвай пробирался по тёмным улицам рабочих кварталов, слабо освещаемых редкими фонарями. Миновав проходную завода Уралэлектротяжмаш, он повернул на улицу Старых Большевиков. До конечной оставалось три остановки.
Откройте двери, люди, я ваш брат…
Трамвай останавливался и двери открывались. Одухотворённые люди выходили в ночной мрак и гордо подняв голову шли домой.
- Фрезеровщиков. Конечная. – Объявила Наталья, и последние пассажиры покинули салон. Рейс был закончен. С чувством глубокой благодарности к творчеству группы «Несчастный случай» Наталья пошла в диспетчеркую. Сегодня мы прощаемся с вами, наши любимые пассажиры, а песне мы не скажем «До свидания».