Найти в Дзене
Cinema Critique: всё о кино

25 фильмов десятилетия: Области тьмы

Мы решили запустить новую рубрику и собрать в длинный список лучшие фильмы десятилетия.

Фильмы о борьбе человека с самим собой (или своими внутренними демонами) часто оказываются сделаны в жанре триллера («Бойцовский клуб») или хоррора («Ужас Амитивилля»), а иногда психологического ужастика («Психо», «Сияние»). И, как правило, смотреть их не всегда приятно и легко (конечно, это не отменяет факта качественности отдельно взятых картин), ведь они направлены на то, чтобы заставить зрителя покинуть зону комфорта. Совсем другое дело, когда на подобном материале пытаются создать боевик («Человек-паук 3: Враг в отражении»), который, напротив, воспринимается безболезненно, причем настолько, что в один миг, находясь полностью вовлеченным в процесс демонстрации экшена, льющегося рекой, ты и вовсе забываешь, что сюжет, вообще-то, посвящен проблеме самосознания. Фильму Нила Бёргера «Области тьмы», жанр которого, даже если попытаться (хотя бы приблизительно), удастся определить с трудом (да и нужно ли?), хватает всего и, что важно, в нужном количестве: динамики, действия и психологизма. Это та самая «золотая середина», которая придется по вкусу любителям эффектного и одновременно вдумчивого (если судить по мейнстримным меркам) кино, даже несмотря на фантастическую (больше того, абсурдную с научной точки зрения) подоплеку (миф о том, что человек использует свой мозг лишь на 10%).

Разумеется, «Области тьмы» отнюдь не такие бескомпромиссные, как «Бойцовский клуб», который действительно способен взорвать мозг своей нетрадиционной манерой обращения к зрителю (ну, там и режиссер Дэвид Финчер). Да и по части создания напряжения до легендарных «Психо» и «Сияния» Хичкока и Кубрика соответственно ленте Бёргера очень далеко. Но, опять же, надо понимать, что «Области тьмы» совсем не об этом, – это кино из другой оперы. Да, это аттракцион. Но довольно самобытный, ибо он мультижанровый. От фильма невозможно оторваться по причине того, что ты не знаешь, как он поведет себя в определенный момент. Это и делает «Области тьмы» такими привлекательными, их остросюжетность. Нет, дело не в том, что фильм насыщен неожиданными поворотами, а в том, как эти самые «повороты» совершаются, открывая перед нами чуть ли не бесчисленное множество узнаваемых сюжетов, каждому из которых здесь нашлось свое применение. Даже финансовый мотив из культового «Уолл-стрит» Оливера Стоуна (с позаимствованной оттуда же темой «взаимовыгодной дружбы»; персонажей Майкла Дугласа и Чарли Шина заменили Роберт Де Ниро и Брэдли Купер) удачно вписался в общую сюжетную канву.

«Области тьмы» – универсальное кино. Это и детектив, и криминал, и мелодрама, и… В общем, все-все-все в одном флаконе и сразу! Но самое главное, что это смешение жанров целиком и полностью оправданно. Оно работает – как надо и где надо. Лента Бёргера преподносит во время просмотра немало сюрпризов, но не сюжетных, а именно что жанровых. Его кино можно считать как историей об осуществлении «американской мечты», так и захватывающей фантастикой о волшебной таблетке, природу которой пытается постичь главный герой, активно ею пользующейся. Ну, или, возвращаясь к тому, с чего мы начали, – фильмом о борьбе с самим собой (чем он, безусловно, и является в первую очередь, ведь по сюжету герой Брэдли Купера пытается убить в себе прошлого себя, хоть и ни к чему хорошему это не приводит; но только в первую!). Смотря, что вы хотите увидеть в данный момент. В случае с «Областями тьмы» выбор практически не ограничен!

Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить подробные разборы 25 лучших фильмов прошедшего десятилетия.

Еще больше текстов мы публикуем в Телеграме @cinemacritique