При проектировании шкафа купе из-за неопытности или небрежности проектировщика могут возникнуть те или иные ошибки, которые могут привести к некорректной работе дверей купе, распашных фасадов либо к перекрыванию выдвижных элементов и.д.
Давайте рассмотрим распространенные ошибки при проектировании шкафов купе.
1. Механизм шкафов купе занимает с небольшим запасом 10 см по глубине. Соответственно полезная глубина шкафа (внутренние полки и перегородки) всегда на 10 см меньше. Например: при глубине шкафа купе 60 см внутренние полки должны быть 50см. Забывчивость или незнание этого правила приведет к выпиливанию всех внутренних деталей на 10 см.
Из-за технических особенностей в двух-дверных шкафах купе возможно открыть либо левую, либо правую часть шкафа. В трех-дверных шкафах купе открывается только одна треть шкафа: либо левая, либо правая, либо середина. Проще говоря, возможно открыть только одну из трех дверей. Исключение составляет трех-дверном шкаф купе, в котором средняя дверь может быть в 2 раза шире двух крайних, в этом случае, возможно, открыть не одну треть шкафа, а половину.
2. В четырех-дверных шкафах купе максимальный открытый проем – половина шкафа. Лучшее решение планировки – за каждой дверью сделать свой отсек. Поэтому при планировании внутреннего наполнения шкафа необходимо учитывать особенности раздвижных систем. Неграмотное расположение внутренних отсеков приведет к неудобству в эксплуатации изделия.
3. Одна из распространенных ошибок – это ставить выдвижные корзины или ящики напротив рамок дверей - это мертвые зоны, которые при любом передвижении дверей всегда закрыты и препятствуют выдвижению аксессуаров. Исключение составляют четырех-дверные шкафы купе, которые не имеют мертвых зон. Не стоит делать нижний выдвижной ящик вплотную к полу — он будет упираться в нижнюю направляющую. Следует делать либо зазор, либо подкладывать под него фальш панельку, чтобы он приподнимался над горизонтом шкафа не менее чем на 16 мм.
4. Полки длиной больше 60-70 см со временем прогибаются. Поэтому, если нужна длинная полка, под нее необходимо сделать опору в виде перегородки (вертикального щита ЛДСП), либо царгу (фальш панель) по задней части полки.
5. Если шкаф купе больше метра, при наличии цельной крыши под нее необходимо сделать перегородку во избежание прогиба крыши. Правда, верхняя направляющая раздвижной системы играет некоторую роль опорной царги.
6. Еще одна очень распространенная ошибка дизайнера: установка выдвижных ящиков вплотную к боковинам шкафа с распашными дверями. Ящик не выдвинется и упрется во внутренний край открытой распашной двери. В этом случае между ящиком и боковиной необходимо поставить дополнительную перегородку на высоту ящика, на расстоянии 3-5 см от боковины.
7. При установке ящиков с ручками в шкафах купе необходимо сам ящик утопить в глубь на глубину ручки, иначе дверь купе при открывании или закрывании упрется в ручку. Планируя ящик во внутреннем пространстве шкафа обратите внимание на запас глубины короба ящика с направляющей. Длина направляющей ящика = габаритная глубина шкафа минус 10 см (на механизм дверей) и минус высота ручки.
8. Не выдвигаются ящики, установленные к боковым стенам во встроенном шкафу купе без боковой, где вместо нее прикреплена фальш-панель. Здесь необходимо предусмотреть дополнительную боковину для ящиков со стороны стены.
9. Всегда ставьте стопор на каждую раздвижную дверь. В противном случае из-за уклона пола двери будут самопроизвольно открываться.
10. При проектировании распашных шкафов в алюминиевой системе всегда обращайте внимание на ровность полов. Если пол не ровный все двери могут перекоситься и задевать друг друга при открывании. В этом случае необходимо установить снизу регулируемые ножки либо цоколь, который подгоняется под неровность или уклон пола. Зазор между распашной дверью и корпусом шкафа должен быть 2-3 мм и малейший уклон пола может отразиться на их корректную работу.
11. При установке встроенного освещения в козырек на крыше распашного шкафа оставляете зазор между распашной дверкой в алюминиевой системе и козырьком, чтобы фасад не задевал светильник, выступающий из своего гнезда. Это тоже часто встречающаяся ошибка.
12. Если в качестве крепежей используете пластиковые эксцентрики, обратите внимание на то. Что каждая полка из-за особенностей этого эксцентрика становится на 1 мм длиннее. Соответственно 4 проема с такими полками габарит шкафа по длине увеличивает примерно на 3-4 мм. Поэтому если не учесть эту особенность. То крыши шкафа может просто не хватить по длине.
13. При неровных полах, потолках и стенах рассчитывая высоту дверей во избежание проблем с установкой используйте наименьший размер проема, а при расчете ширины – максимальный.
14. При расчете габаритов лицевых панелей ящиков и распашных дверей из ДСП с кромкой ПВХ 2 мм необходимо учитывать толщину кромки. Если не учесть, то фасад станет на 4 мм выше и шире, а это снова косяк. Он просто не встанет в свой проем.
15. Количество отсеков внутри шкафа, по возможности, должно быть равно количеству дверей. Удобно пользоваться изделием, когда за каждой дверью купе свое отделение. Исключение составляют широкие двери, за ней можно поставить 2 отсека.
16. Отсеки со штангами под плечики лучше делать шире отделений с полками. Например, секция под штанги – 90 см, а наиболее удобная ширина под полки – 50-60 см.
17. Наиболее удобный проем между полками по высоте для хранения белья 35-40 см, для книг 20-35 см, в зависимости от их размеров.
18. Под штангой с плечиками оптимальный проем для короткой одежды – 80-100 см, под длинную 150-160 см. В идеале необходимо замерить длину одежды и к ней прибавить примерно 20 см ( это суммарная высота самих плечиков с расстоянием от верхней полки до самой штанги.
19. На верхнюю полку – антресоль обычно кладут крупногабаритные вещи, ее проем по высоте лучше сделать 45-50 см.
20. Общую глубину шкафа купе с продольными штангами лучше делать не 60 см, как это общепринято, а минимум 65 см. Из-за механизма дверей все внутреннее наполнение утапливается на 10 см. Соответственно, внутренняя глубина шкафа 50 см для одежды с плечиками немного маловата.
21. Для хранения нижнего белья лучше предусмотреть выдвижные ящики.
22. В распашных шкафах дверь со стороны петель на 1-2 см перекрывает проем и выдвижные механизмы также могут не выдвинуться.
23. Если планируется ручка на ящике, то ящик необходимо дополнительно утопить в глубь проема, чтобы выступающая ручка не мешала работе дверей. Либо на лицевой панели ящика предусмотреть выемки для пальцев, схватившись за которую, можно было бы ящик выдвинуть.
24. Оптимальная высота лицевой панели ящика -20-25 см при этом надо помнить, что короб ящика по высоте, зачастую, меньше чем лицевая на 3-5 см, в зависимости от типа направляющей.
25. Направляющие для ящиков лучше использовать шарикоподшипниковые полного выдвижения, они качественней, долговечней. И очень удобно, когда внутреннее содержание ящика полностью выдвигается, а не наполовину, как при обычных роликовых направляющих.
26. Отдельное внимание нужно уделить ручкам. Есть ассиметричная ручка и симметричная. Ручку ассиметрию используем, только если вставка зеркало, стекло или зеркальное полотно (комбинированная или цельная). Если используется вставка ЛДСП (цельная или в комбинации со стеклом) то используется симметричная ручка.
27. Расчет дверей купе тоже производится с учетом симметричной или ассиметричной ручки.
28. Отдельное внимание на расположение дверей купе под углом. Ширину проема следует брать по максимальной ширине (там, где внутренняя часть направляющей). Иначе между дверьми будет зазор.
29. При проектировании дверей купе на мансарде (помещение со скошенным потолком) используется специальный адаптер (более подробно в каталоге МДМ)
Есть 3 основных варианта расположения встроенного шкафа купе:
В нише, в угол, вдоль стены. Каждый из вариантов имеет свои «подводные камни» связанные с размерами.
В нише. В этом случае габариты шкафа ограничиваются самой нишей. Обычно вся конструкция представляет собой отдельно двери купе, за которыми находится внутреннее наполнение (полки, перегородки, аксессуары). Как правило, все внутренние детали крепятся непосредственно к стенам, полу и потолку.
Ниши бывают разной ширины, высоты и глубины. Количество дверей купе рассчитывается индивидуально под каждую ширину. Двух-дверные шкафы купе ставятся в нишу шириной от 100 см до 200 см, трех-дверные – от 150 см до 300 см, четырех-дверные – от 200 см до 400 см.
Главное условие – ширина дверей не должна быть меньше 50 см и больше 100 см. Технические характеристики алюминиевых дверей купе позволяют изготовлять их выходя за рамки этих ограничений, но в этом случае могут со временем возникнуть проблемы с эксплуатацией дверей: слишком узкие двери будут выпадать из нижних направляющих, слишком широкие – могут со временем деформироваться.
Еще одно условие, связанное с шириной ниши – направляющая должна быть единой. Не допускается их стыковка, так как со временем ролик, проходя по стыку направляющих, быстро износится. Максимальная длина направляющей – около 4 м. Если ниша шириной более 4 м, то следует сделать условно 2 шкафа разделенных между собой перегородкой.
Высота ниши может быть полностью закрыта дверями купе. Но есть некоторые ограничения, теоретически сама рама дверей может быть высотой до 4 м, но максимальная высота наполнения дверей (дсп, зеркало, стекло и т.д.) 270-280 см.
Двери выше этого размера обязательно должны комбинироваться из нескольких фрагментов. Комбинированные двери встречаются довольно часто, так как с помощью сочетания разных материалов на одной двери можно получать красивое и неповторимое оформление фасада.
Внутреннее наполнение может быть не привязано к высоте ниши, так как можно спланировать общую антресольную полку ниже потолка и нет необходимости внутри шкафа ставить вертикальные перегородки до потолка.
Оптимальная глубина ниши под шкаф – 60-70 см. Если глубина ниши меньше 60 см, то в шкафу купе ставятся аксессуары, предусмотренные для узких прихожих, например, торцевая штанга. Если глубина ниши более 100 см, то внутри за дверями можно спланировать целую гардеробную комнату.
Все размерные ограничения, описанные выше, относятся и к другим вариантам встроенного шкафа купе: в угол (с одной боковой, без крыши и пола) и вдоль стены (с двумя боковыми, без крыши и пола).