Найти тему
Кинотаурус

«Фея», или тысячелетний Рублёв

Оглавление

Анна Меликян поставила жирную точку в своей авторской трилогии новым фильмов, вышедшим 30 апреля на сервисе КиноПоиск HD. Картина подняла ещё больший список обсуждаемых тем, чем в предыдущей ленте «Звезда». Взяв резонный курс на фантастику и триллер, режиссёр убрала из основ мыльную составляющую. Но надо отдать должное, ведь драматургия осталась и она здесь подтянутая, почти великолепная. Фантастические прогулки русского Кодзимы от одного из самых перспективных режиссёров стран второго мира. Чем не повод для обсуждения?

Константин Хабенский. Кадр из фильма «Фея»
Константин Хабенский. Кадр из фильма «Фея»

Евгений Войгин. Успешный создатель видеоигр в России. Живёт припеваючи. В один прекрасный день встречает загадочную и общительную Татьяну, которая Триер (фамилию позаимствовала у известного режиссёра). Она неплохо совладает с его дочкой, в отличии от самого Евгения, чем он и пользуется, устроив Таню актрисой для игры "Коловрат". Кстати, о последней. Выход 3-ей части игры может сорваться из-за проделок одной московской ОПГ, которая убивает налево-направо людей, обозначая кровавую распрю жестом Коловрата - персонажа из детища Евгения.

Визуальный ряд

В фильме большое количество качественного CGI. Целые сцены из "русского" Ведьмака сменяются отличными вылазками героя Хабенского в прошлое. Меликян отлично осознала всю прелесть использования графики в своей новой полнометражке. Теперь режиссёр может показать зрителю отличные перевоплощения, приукрашенные визуалом. Там, где раньше приходилось выкручиваться при помощи слов, теперь пестрит графическими эффектами. Это не самая выдающаяся работа по части спецэффектов, но на +1 балл вполне сойдёт. Почему только сойдёт? На душе чувствуется нехватка тех стараний и трудов из «Русалки». Эх, ностальгия...

Атмосфера

Фантастика вкупе с триллером про убийства, а также драматургией уровня Триеровского «Дом, который построил Джек». Давайте по пунктам.

  • Разработка видеоигр. Показано вполне себе достоверно. Моими руками было разработано 2 игры (не самые успешные), поэтому могу смело заявить, что процесс изображён именно таким, каков он есть. Также порадовали диалоги среди сотрудников. Без пафоса, без клише. Простые беседы между обычными людьми.
  • Фантастические приключения Войгина. Здесь особый пункт. Его эзотерическая связь с Рублёвым (не спойлер, этот момент есть в трейлере) - это основная дилемма фильма. Перемещений в прошлое было критически мало для такой обширной темы. Не могу сказать, насколько точно изображены сеансы гипноза, но смотрится это безусловно хорошо.
  • Русская и, одновременно, фашистская ОПГ. Наигравшись в видеоигру, группировка людей идёт убивать нерусских, ибо так делал тамошний главный герой. Вот тут начинается самая нелепость. Призыв к запрету видеоигр? По мнению авторов именно этим занимаются школьники в наше время? Берут ножи и идут убивать людей в переходах? А момент с малолетними задротами в метро - это вообще сумбур. Никто не зашёл в вагон, ага, верю. ОМОН знал точную станцию, где выйдут юные убийцы. Ага. Снова верю.
  • Теперь о главном - драматургии с православными замашками. Вот тут получилось отлично. Люди, увлекающиеся этой темой, быстро найдут себе увлечение на пару часов. Упоминания Андрея Рублёва и Владимирской иконы, Успенского собора во Владимире - всё это явно придётся знатокам по душе.

Вот и выходит, что 3 из 4 пунктов здесь удались. Поставим +1 балл, не постесняемся.

Кадр из фильма «Фея»
Кадр из фильма «Фея»

Музыкальное и звуковое сопровождение

Использование музыки Евгения Крылатова - Русалочка из одноимённого фильма - это уже удачный ход. Конём, можно сказать. Но при этом тут имеются ещё и очень удачные композиции Дмитрия Емельянова и Loney Dear. Оригинальный саундтрек, в свою очередь, неплохо так подгоняет настроение в лад видеоряду.

Звук прилично неприличен. Всё, что необходимо зрителю - здесь есть. Крайне не рекомендую смотреть кино с плохой аудиосистемой. Так Вы упускаете возможность оказаться в эпицентре событий. Найдите хотя бы наушники с добротным звучанием. Не подводите ни себя, ни Меликян. +1 балл.

Актёрская игра

Константин Хабенский. Один из лучших актёров снялся в фильме у одного из лучших режиссёров. Надо ли говорить, что здесь всё будет идеально? Хабенский не просто выкладывается в каждой сцене, он буквально живёт этой ролью. Разумеется, что всё зрительское внимание будет акцентировано на нём. В его игре можете не сомневаться.

Екатерина Агеева. Очень удивительная и проникновенная. Она отвечает и за юмор, и за любовную линию, и за основное сюжетное повествование. Вездесущий персонаж. Герой Кати одновременно схож с чертами Маши из «Звезды» и лёгкостью Алисы из «Русалки». Собственно, Таня (персонаж Агеевой) и есть главный элемент, за счёт которого строится эта авторская трилогия.

Никита Еленев. Из него вышел не совсем удачный гопник. Не самая трудная роль, как мне показалось. Но вот что-то не сошлось. Наблюдать за его героем не вызывает вообще никаких эмоций. Например, сцена, где Войгин диктует его персонажу, Лёше, правилы игры. Ну, где хоть немножко отыгрыша? Мне, с моей зрительской колокольни, не хватило буйства в этой сцене. Лёха только недавно людей убивал, а тут слушается какого-то дядьку с каменным лицом. Хоть бы по стенке кулаком ударил.

Кроме того, в фильме присутствуют эпизодические роли таких актёров, как Ингеборга Дапкунайте, Юрий Борисов, Павел Ворожцов, Александра Дишдишян (дебют дочери Анны Меликян). Также в «Фее» появляются две главные актрисы предыдущих работ режиссёра - Мария Шалаева и Тинатин Далакишвили. Приятная отсылка. Ставлю +1 балл.

Тинатин Далакишвили. Кадр из фильма «Фея»
Тинатин Далакишвили. Кадр из фильма «Фея»

Операторская работа и монтаж

Хабенский с камерой за спиной (SnorriCam), взгляд бога (именуемый тут, как взгляд из космоса), медленно отдаляющийся от героев, а также шикарные планы и диалоги в движении. Этих приёмов в фильме хватает, а многие из них завораживают. Признаю, большинство и не заметит этих стараний. От себя скажу, что такого смешения операторского жанра я ещё не видел. От сцене к сцене здесь меняются и объектив, и ракурс, и манера съёмки. То телевизионные кадры, то любительское видео, то сноррик. Воу-воу, Андрей Майка, полегче. В целом, работа понравилась.

Монтаж пытался, но что-то не задалось. Сценарные дыры видны невооружённым глазом. Очень много сюжетных линий, которые лепили невпопад. Иногда проскальзывают сцены, которые ничего не дают. Картина явно сбавляет темп ко второму часу. Если писать про все минусы монтажа, то можно залипнуть на долгое время. И если за операторскую работу я могу поставить единичку, то за монтаж - нет. 0 баллов.

Уникальность

«Фея» - это совокупность картин «Дом, который построил Джек» Триера и «Андрей Рублёв» Тарковского. От первой она взяла религиозную многозначность, от второй натуру, добавив в эту гремучую смесь забавную девчушку, а-ля восходящая звезда или южная русалка. Меликян задаёт очень мелодичный, но очень высокий тембр. Настолько высокий, что девичий дух мигом испаряется из картины. Если в первых двух лентах режиссёр брала акцент исключительно на женскую аудиторию, то в «Фее» мы имеем более мужскую, более собранную и сильную историю, где во главе стоит не любовь, а этакий мифологизм. Вот и получается, что фантастический триллер с элементами драмы - относительно новое явление для русского кинематографа. В точности похожих картин по духу я не знаю. Но из отдалённо похожих могу отметить «Мысленный волк» от Германики. +1 балл.

Екатерина Агеева. Кадр из фильма «Фея»
Екатерина Агеева. Кадр из фильма «Фея»

Сюжет

Экспозиция. Достаточно бодрое вступление, не предвещающее беды. Кино начинается с убийства таджиков. Тут меня уже осенило - кино действительно про разработчика игр? Про "русского" Кодзиму, как мне заявляли в рекламе? Ну, ок. Дальше по режиссёрскому плану - вегетарианский митинг, знакомство с Кодзимой, оральные ласки в клубе, убийство гомосексуалиста, знакомство с правдой о Рублёве и его иконостасе. Всё это прекрасно умещается в экспозицию фильма. На самом деле, кроме улыбок, все эти действия вызывают недюжинный интерес. Мы все прекрасно знаем, как Меликян способна завернуть несвязанные вещи в единое прекрасное. +1 балл.

Завязка. Здесь с сюжетом происходят очень странные дела. То мы вместе с режиссёром куда-то спешим, то медленно читаем молитвы с Хабенским. Большая беда здесь кроется именно в ритме повествования. Примерно к середине фильм окончательно сбавляет темп. Экшен есть, его хватает. Но не в нём тут дело. Всё дело в искусственном увеличении хронометража. Долгие и мучительные сцены, где персонажи занимаются мыслительным процессом, а мы лишь смотрим на их загадочные лица. Зачем они тянутся так долго? 150 минут, Карл! Также беда кроется в том, что к середине картины у нас открывается ещё парочка сюжетных линий. Нам их итак хватает, куда ещё больше-то? Но есть несколько моментов, которые лично мне очень понравились: отсылки к предыдущим работам (например, Роман Титов, акцент на фамилию) и сеанс гипноза главного героя. В целом же - ощущения непонятные. Скорее всего, здесь 0 баллов.

Развязка. Самый слабый момент картины. Завязав кучу ниток в один большой клубок, распутать его не удаётся. Часть сюжетных линий остаются вне досягаемости. Раскрыть из всего этого более-менее удалось только любовную историю и основную дилемму. Всё остальное остаётся за нашим пониманием. Мне это совершенно не понравилось. Считаю, что некоторые сюжетные ответвления являются лишними и без них кино смотрелось бы намного динамичнее и проще. 0 баллов.

Общие аспекты. Персонажи не глупые. Скажем так - они почти все прописаны отлично. Характеры многих раскрываются только к концу ленты. Это хороший знак. Диалоги не вызывают скуки или глупого смеха. Некоторые речи главгероя можно смело разобрать на цитаты. Ну, куда же без юмора. Он здесь также присутствует. С ним, кстати, у Меликян никогда не было проблем. Шутки с кучей отсылок к различным мировым трендам (чего только одна Татьяна Триер стоит). От меня здесь +1 балл.

Константин Хабенский. Кадр из фильма «Фея»
Константин Хабенский. Кадр из фильма «Фея»

Вердикт

Картина, именовавшаяся как кино про "русского" Кодзиму, оказалась не совсем тем, чего от неё ждал я. Фильм явно утопает в количестве поднимаемых тем. Утопает настолько, что не успевает раскрыть многие сюжетные линии. На этот раз у Меликян, к сожалению, вышло всё не так гладко, как с предыдущими работами. «Фея» - это хороший фильм на один раз. Одного просмотра он точно заслуживает. Но есть маленькое ограничение - совершеннолетний возраст. От меня картина «Фея» получает 7 баллов из 10.

На этой ноте Кинотаурус завершает обсуждение авторской трилогии Меликян. Как по мне, то эти три работы являются очень знаковыми для отечественного кинематографа и заслуживают, чтобы с ними ознакомился каждый.

Скоро на канале выйдут рецензии на фильмы «Это не навсегда» и «Кома».

Карта канала «Кинотаурус»

Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛