По крайней мере, в "Дисней" в это, по всей видимости, верили какое-то время. И тогда это даже было оправданно.
Почему-то первое, что я вспоминаю, думая о Золушке, Спящей Красавице, Белоснежке и иже с ними, в голове всплывают три вещи: как принцессе шьют платье, как она убирается или готовит. Не обязательно все три пункта в есть в каждом мультфильме, но хотя бы два есть в большинстве, а один - в каждом.
Чем ближе к концу двадцатого века, тем сильнее тенденция идёт на убыль - в "Русалочке" и "Красавице и Чудовище" уже совсем немного кухонных моментов, а в "Алладине" нет ничего из этого - оказывается, уже здесь было что-то от феминизма, а не в песне Жасмин в экранизации.
Белоснежка
Чем раньше мультфильм - тем больше стереотипно женских задач в нём отражено. Пионерка "Диснея" и вовсе за мультфильм успевает два раза убраться, приготовить пирог, так ещё и домашний уют поддерживать.
Да, ей помогают зверюшки, но и сама она активно участвует в процессе. И, собственно, ничего, кроме того, то она хозяйственная и добрая, о Белоснежке сказать нельзя. Но по тем временам этого как бы считалось достаточно.
Золушка
Вторая принцесса появилась спустя тринадцать лет. В мультфильме девушка выполняет всю работу по дому.
Зато платье ей полностью шьют мыши, и эта одна из моих любимых сцен в мультфильме.
И то, как платье на твоих глазах преображается, стягивается нитями, обрастает бантами как-то очень гармонично и сбалансировано. Как будто наблюдаешь рождение нового мира, а не платья. Появление нового платья магическим образом кажется уже не таким ярким на фоне этого.
Спящая красавица
Ещё через пять лет сама принцесса непосредственно в кадре уже ничего не делает, но по истории всё ещё хозяйственная. Ко дню рождения феи шьют для неё платье и готовят торт в равной степени смешно и аппетитно, да к тому же два раза.
Эта сцена более переходная - руками сделать красивую вещь не получается, но при помощи магии они наколдовывают не уже готовое платье, а управляют тканью, нитями и иголки. Опять показан процесс - и он завораживает.
То же самое с готовкой. (В одном из журналов про принцесс был комикс о том, как Аврора хотела испечь волшебный торт, и ингредиентом была радуга. Девушка поймала в ведёрко воду, которая отражалась через радугу. Я представляла вкус, как подслащённого берёзового сока).
Красавица и Чудовище и Русалочка
А потом что-то случается, времена меняются, и вот Белль уже, хоть и наслаждается блюдами в ярчайшей музыкальной сцене, сама за весь мультфильм занимается другими вещами: она читает, разговаривает с Чудовищем, птиц кормит.
В "Русалочке" тоже остаётся примечательная (но уже не настолько) сцена с едой и готовкой, но готовит здесь повар. Русалочка занята - она строит отношения с принцем, как и Белль. У них хотя бы есть свидание и больше одной встречи перед свадьбой. В отличие от первых трёх своих товарок они действительно занимались тем, что знакомились, а не сразу бежали замуж. Больше об этом здесь.
Вероятно, в ранних мультфильмах был расчёт на то, чтобы надавить на самое "девочковое", и сцены сделаны ярко и великолепно. Еду хочется пробовать, платья - самой шить, так красиво и весело это смотрится. Но время идёт, образ женщины в мировой культуре преображается. И это находит отражение в мультфильмах.