Найти тему
Вижу красоту

К 25-летию ЛЗХС о главном художнике Екатерине Яновской

Друзья, продолжаю вас знакомить с публикациями о ленинградском художественном стекле. Просто, и как всегда замечательно, пишет об ЛЗХС журнал «Декоративное искусство СССР», журнал современной практики, теории и истории монументального и декоративного искусства, художественной промышленности и народного творчества, художественного проектирования и дизайна. Настоятельно рекомендую его к обязательному чтению!

Екатерина Яновская. Кубок «Сокол». 1963. Ленинград. Высота 23,0 см. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / Инв. К-1117. Источник: vrubel.ru
Екатерина Яновская. Кубок «Сокол». 1963. Ленинград. Высота 23,0 см. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / Инв. К-1117. Источник: vrubel.ru

В своё время работы в Омске я сделал копии страниц журнала, так как собирал факты публикаций аналогий. В собрании Омского областного музея изобразительных искусств хранится кубок «Сокол» 1963 года Екатерины Яновской. В 1979 году из музея ЛЗХС в Омск были переданы произведения художников в основном 1960–1980 годов – времени, когда художественное стекло встает в авангарде советского искусства и впервые становится стилеобразующим материалом.

Рассмотреть детали кубка даёт право официально размещённый для скачивания каталог выставки коллекции стекла Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля http://vrubel.ru/keramika_i_steklo.html

прямая ссылка для скачивания: http://vrubel.ru/downloads/xd2.pdf

-3
Фрагмент статьи. – С. 19. Воронов Н. Директор // Декоративное искусство СССР. Ежемесячный журнал Союза художников СССР, 1973. - № 1 (182). – С. 17–19.

… среди рабочих, имеющих дело с художественными изделиями из стекла, так много мастеров-художников, участников выставок прикладного искусства, лауреатов конкурсов на лучшие изделия. Пока ещё не придуманы приборы, на которых можно было бы учесть влияние эстетических качеств продукта на процесс его выработки человеком. Но что такое положительное влияние есть – это несомненно. И поэтому, чем чаще обновляется продукция, чем шире её ассортимент, чем она разнообразнее – тем более развивается эстетическое чувство исполнителей, тем ярче влияние этого чувства на качество работы. Творчество здесь рождает творчество, красота – красоту.

Увидеть все эти скрытые возможности, создать условия для их проявления, открыть перед рабочими творческие перспективы, мобилизовать коллектив на их достижение – всё это было нелегко, требовало не только детального знания дела, но проникновения в его сущность, умения использовать имманентные особенности производства на пользу общему делу. Для этого нужны были профессиональная культура, мудрость и твёрдая убеждённость в своей правоте, для этого нужны были коммунистическая принципиальность и гражданская ответственность по отношению к доверенному тебе делу. Эти качества характера и проявились в столь результативной деятельности Ивана Ильича Дмитриева, директора ЛЗХС.

Поэтому, отмечая 25-летие завода, нам хотелось рассказать о его директоре.

Марка-наклейка овальная: ЛЗХС; СССР; наклейка прямоугольная: MADE IN USSR
Марка-наклейка овальная: ЛЗХС; СССР; наклейка прямоугольная: MADE IN USSR

Но юбилей – не только подведение итогов, а и постановка новых задач. Предприятие удалось вывести на передовой современный уровень. А как пойдёт дело дальше? Ведь новая технология варки хрусталя в ванных печах, изготовление прессованного хрусталя – это всё же и некоторые неизбежные потери в эстетическом качестве, сужение возможностей художественного эксперимента, обеднение палитры выразительных средств. А завод вышел в передовые именно благодаря развитию творческой инициативы, расширению и разнообразию художественных работ. В новом всегда таятся какие-то неизвестности и опасности. Но будем надеяться, что директор и ведущие специалисты ЛЗХС найдут средства для их преодоления, с тем чтобы марка невского хрусталя всегда была только золотого цвета и гарантировала первоклассное художественное и техническое качество.

Василевская Н. Главный художник // Декоративное искусство СССР. Ежемесячный журнал Союза художников СССР, 1973. - № 1 (182). – С. 19–21.

Всегда немного тревожно, когда художник становится администратором. Бремя повседневных забот отвлекает от творчества, и невоплощёнными остаются многие пластические идеи. Поэтому с особенным удовлетворением мы отмечаем сегодня, что заслуженный художник РСФСР Екатерина Васильевна Яновская вот уже 20 лет успешно объединяет эти трудно совместимые сферы деятельности.

Путь Яновской – это вехи и этапы Ленинградского завода художественного стекла, образовавшего теперь самобытную, яркую школу в советском декоративном искусстве.

Ёмкое и значимое понятие школы, по сути, создано небольшим, но удивительно творчески активным коллективом. В сложении этого коллектива, в объединении разных индивидуальных дарований общими художественными устремлениями сказалось умение Яновской работать с людьми, её чуткое отношение к каждому художнику. Бывало трудно, казались непреодолимыми производственные барьеры, «заедала текучка», хотелось с головой уйти в стекло. Но она продолжала работать, спорить, отстаивать и одновременно увлечённо заниматься стеклом.

Екатерина Яновская. Ваза «Лето». 1950. Ленинград. Высота 28,5 см. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. / Инв. № 7445-ст. Госкаталог: 20865335. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20994604
Екатерина Яновская. Ваза «Лето». 1950. Ленинград. Высота 28,5 см. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. / Инв. № 7445-ст. Госкаталог: 20865335. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20994604

Стекло, создаваемое Яновской, сочно, цветно, декоративно. Её излюбленные формы – шар, конус. В декоре преобладают изобразительные мотивы, исполненные во всех подвластных стеклу техниках. В русле общей направленности послевоенного искусства исполняет Яновская свои первые работы. В них щедрый декор, многоцветие, ажурные края.

Таковы вазы «Лето», «Народная», насыщенная роспись на известной форме «Лотос». Однако художники всё более тяготели к гладкому выдувному стеклу, к широким плоскостям, к простым формам. И вот постепенно меняется стиль уникальных музейных вещей, а с ними и лицо продукции завода. На прилавках появляются знаменитый теперь винный набор «Крепыш» Б. Смирнова, его ваза «Татьянка», ваза «Стройная» Ю. Мунтяна и другие, принципиально отличающиеся от прежних изделий.

В этом первом повороте завода была большая заслуга его главного художника.

В эти годы Яновской был создан набор «Жёлудь». Шарообразное тулово графина, простые конические стаканы, овальная грань на поддоне и крышке, жёлтый кадмиевый цвет – так автор ищет лаконичную выразительность формы и материала, столь характерную для того времени.

В приборе «Волчок» тема гладкого выдувного стекла доведена уже до большей чёткости и отточенности. Шар, чуть сплющенный, приземистый, становится типичным мотивом формообразования многих предметов у Яновской.

Среди её работ особую группу составляют сюжетные произведения: приборы «Птица», «Матрёшка», кувшин «Петушок» и др. Отталкиваясь от природных форм или конкретных мотивов, Яновская с какой-то особой ласковой иронией, с оттенком шутливости претворяет их в образы предметного мира.

К началу 60-х годов на заводе всё более распространённой становится широкая грань, шлифованное стекло. Одновременно шли поиски максимальной тектоничности, ясности силуэта, освобождение от излишних украшений. И главный художник был снова в водовороте дел. С боями отстаивала Яновская правомочность этой линии творчества и широкое использование нового декора в уникальных и массовых вещах.

К середине 60-х годов в основном сформировался художественный стиль завода. Создавались звонкие в своём чеканном ритме вазы А. Остроумова, лирические работы Л. Юрген, свежие и неожиданные интерпретации X. Пыльд, ясные, пластичные произведения Л. Смирновой. Руководить таким коллективом было радостно, хлопотно и сложно. В эти годы Яновская создаёт интересные работы. Любопытно сопоставить не столько во времени, сколько в решении одной темы некоторые её штофы.

Штоф «Радуга» из цветного стекла: несколько уплощённая форма, нарочито покатые плечики, смягчённые края горлышка – всё подчёркивает здесь природные свойства стекла, на широких гранях переливчато играет цвет. В штофе «Хрустальный» форма вдруг как бы собралась, стала ёмче, и хлынувшим потоком заиграла на ней великолепная овальная грань. Досадно лишь, что, слишком самостоятельная, она несколько оторвалась от формы.

Зато в «Квадратном» штофе успокоенный алмазный рисунок чёткими вертикалями лёг на две соприкасающиеся грани. Две другие – гладкие, и просвечивающий сквозь них декор создаёт дополнительный оптический эффект. Чуть приподнялись плечики штофа, чуть удлинилась пробка, чуть подчёркнуто гранение горлышка, и это так значимое в искусстве «чуть-чуть» придало новой форме большую законченность, а силуэту – стройность.

Екатерина Яновская. Набор для вина «Золотые купола». 1968. Ленинград. Источник: http://starina.info/prew.htm?idz=10268&pr=0
Екатерина Яновская. Набор для вина «Золотые купола». 1968. Ленинград. Источник: http://starina.info/prew.htm?idz=10268&pr=0

Широко известен прибор Яновской «Золотые купола». Форма штофа здесь решается в сюжетно-изобразительном плане. Цветная пробка в виде купола, декор, намечающий рисунок портала, придают предметам сходство с архитектурой. И хотя аналогия с древнерусским зодчеством подкупала многих зрителей, нам кажется, что такая изобразительная буквальность всегда несколько мешает решению формы.

Екатерина Яновская. Ваза из композиции «Лесная сказка». 1971. Ленинград. Высота 42,8 см. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. / Инв. № 7613/1,2-ст. Госкаталог: 22201838. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22343992
Екатерина Яновская. Ваза из композиции «Лесная сказка». 1971. Ленинград. Высота 42,8 см. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. / Инв. № 7613/1,2-ст. Госкаталог: 22201838. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22343992

Более удачно она звучит, используемая как декор. Интересна одна из последних работ такого плана – ваза-кубок «Лесная сказка». На остросовременной форме изображён скифский олень. Это произведение рождалось в раздумьях и сомнениях: возможен ли древний мотив на новой форме, какова мера его стилизации? Вещь получилась. Она радует глаз точной архитектоникой и умелой композицией насыщенного, искрящегося алмазной гранью рисунка.

Среди забот главного художника – и утверждение «равноправия» гутных изделий на ЛЗХС. Из-за бесконечных сбоев и «мошки» производственники нещадно снимали их с производства. Настойчивая Екатерина Васильевна искала причины возникновения брака, чтобы устранить его. В результате совместной работы с технологами гутные изделия теперь вошли в нормальный производственный процесс.

Особенность работы художника на производстве состоит в стремлении к широкому тиражированию созданных образцов. Яновскую в этом смысле можно с полным основанием считать художником промышленности. Винные наборы «Аэлита», «Соты», «Золотые купола», ваза «Подкова» и многие другие – в ассортименте завода. Главный художник. Как-то не очень вяжется эта официальная должность с обликом беспокойной, со смешинкой н юмором, Екатерины Васильевны Яновской. И сама она, скромный, интеллигентный человек, не стремится «руководить» и приводить к общему знаменателю самобытные дарования Юрген и Остроумова, Смирновой и Пыльд, Аствацатурьяна и Бякова. Авторитет же и уважение завоеваны ею бесконечной преданностью делу, заводу и постоянной озабоченностью успехами и трудностями всего коллектива.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту

#ясчастлив