Примера Евгении Медведевой им мало…
Даже не знаешь, что сказать если честно. Как бы странно это не звучало, но это действительно так. Опять очень неожиданно и опять очень грустно, хотя не так, как раньше…
06.05.2020 г. сначала в новостях на уровне слухов и отдельных интервью, потом от официальных сообщений тренеров я узнала новость о том, что Саша Трусова переходит от тренерского штаба Этери Тутберидзе в школу Евгения Плющенко. Совместно с Сашей ушли тренер команды Тутберидзе Сергей Розанов и талантливая 11-летняя фигуристка – Вероника Жилина, имеющая в своем арсенале так же, как и Саша, четверные прыжки.
По данным Евгения Плющенко спортсменка ушла из-за отсутствия должного снимания со стороны тренеров. Давайте вспомним, кто такая Саша Трусова, чтобы понять всю ничтожность подобных заявлений.
Александра Трусова - бронзовый призёр чемпионата Европы (2020), бронзовый призёр финала Гран-при (2019), серебряный призёр (2019) и бронзовый призёр чемпионата России (2020). Вторая в истории двукратная чемпионка мира среди юниоров (2018, 2019). Победитель (2017) и серебряный призёр (2018) финалов юниорского Гран-при. Мастер спорта России международного класса.
Фигуристка, занимающая 4-е место в рейтинге Международного союза конькобежцев. Первая фигуристка в истории, исполнившая на соревнованиях четверные лутц, тулуп и флип, и вторая (после Мики Андо), исполнившая четверной сальхов.
Обладательница двух мировых рекордов по набранным очкам на соревнованиях среди взрослых и шести - среди юниоров, а также трёх исторических рекордов на соревнованиях среди юниоров.
Как вам фраза об отсутствии внимания? Можно ли при отсутствии внимания от тренеров в условиях жесточайшей конкуренции добиться таких результатов? Нет, нельзя.
Евгений Плющенко – выдающийся спортсмен, Олимпийский чемпион, но и человек, который не первый год живет в прямом смысле слова не в спортивной атмосфере, а в атмосфере бизнеса, денег, шоу, огромных амбиций и жажды славы. В настоящее время Евгений Плющенко, без сомнения, потирает руки и ликует. А не рано ли?
Ему досталась не просто успешная фигуристка, к нему перешла фигуристка, на счету которой мировые рекорды, которые, быть может, никто никогда больше не покорит.
Евгений не боится брать на себя ответственность за дальнейшую карьеру этой выдающейся спортсменки-уникума? Я, конечно, понимаю, кто не пьет шампанское, тот… И все-таки эту ответственность Евгению не потянуть. Не потянуть даже совместно с уже бывшим тренером школы Самбо-70 Сергеем Розановым, активно разучивавшим с юными спортсменами четверные сложнейшие прыжки. Хочу заметить, что именно благодаря этому тренеру Алена Косторная решила попробовать на тренировке тройной аксель в самом начале сезона 2019/2020 гг., без которого не стала бы обладательницей всех тех титулов, которые завоевала в сезоне.
Почему не потянуть? Потому что есть простая истина - не сможешь стать лучше там, где нет системы и школы. У Тутберидзе система. Система тренировок, режимов, выдрессировка. Переведи хоть тысячу разных тренеров и собери их вместе, они не начнут работать, пока у Плющенко не будет собственной сильной школы, системы, своего конвейера. Эти громкие отдельные переходы спортсменов и тренеров - всего лишь игрушки без елки.
Татьяна Анатольевна Тарасова очень тактично, емко и коротко прокомментировала эту ситуацию. «…. Евгений взял под свое тренерство очень хорошую девочку, рекордсменку мира. Это огромная ответственность, которая на него падает. Мне хотелось бы, чтобы у него все получилось. Это возможность для него влиться в тренерскую семью».
Этими словами Тарасова небрежно намекнула на то, что в настоящее время Евгений еще не может называть себя настоящим тренером (БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ влиться в тренерскую семью) и именно сейчас, работая с Сашей Трусовой, Евгений Плющенко либо наконец войдет в эту самую семью и станет тренером, а не дотренировщиком чьих-то учеников, либо просто провалиться как тренер, несмотря на то, что переходы в его школу, я уверена, будут продолжаться и дальше.
Еще почему? Потому что это все просто-напросто некрасиво. Внутренне, морально тяжелее всего будет именно Саше. Нельзя просто так переобуться и пойти дальше, потому что (и может это кстати ошибка) у Этери, у Даниила, у Сергея Дудакова отношения со своими учениками не формальные – «не здрасте – до свидания, молодец – не молодец», они у них семейные. Быть может слишком семейные и личные, но, возможно, в этом и сила этой команды.
Саша, которая сейчас, как говорит Даниил Глейхенгауз, не берет трубки, не спрячется ни от себя, ни от людей, которые вложили в нее столько сил. Наступит завтра-послезавтра, начнутся соревнования, она будет тренироваться с болью в душе. Пусть мы не знаем всей внутренней кухни, но поверить в то, что внутри этого коллектива кого-то любят, кого-то нет – очень сложно. Просто Саша не стала в этом сезоне первой, потому что они с тренерами замахнулись на слишком серьезную и слишком неподъемную цель – 5 четверных прыжков в одной программе. Если бы они сделали акцент на чистоту, хотя если бы они сделали акцент на чистоту, Саша все равно была бы пока объективно третьей. Конкурентки делают такие же сильные прыжки при более сильной хореографии. Скорее всего тренерский штаб работал на перспективу, натренировывал, чтобы в следующих сезонах прийти к стабильности, к чистому исполнению невероятно сложной программы. Но Саша и ее родители быстро сделали свои выводы, развернулись и ушли.
Саша объективно пока третья, в школе ли она Тутберидзе или в школе Евгения Плющенко. Если при характере Тутберидзе и ее выдрессировке у Саши начались срывы четверных – в новой школе чуда не произойдет.
Сашу, так же, как и Женю, очень чувствовал штаб Тутберидзе. Фигурное катание – это не только техника, это программы. Как только Глейхенгауз, зная возможности Саши, не маскировал ее спортивный характер и хореографию на льду. Это работа ни одного года - прочувствовать спортсмена, дать ему такой образ, который будет привлекать внимание без особой трогательности в глазах и артистизма на льду.
Внешний вид. Девочки Тутберидзе всегда отличаются своим внешним видом и, когда они уходят от нее, они теряют в этом моменте тоже. Костюмы, прически, макияж - все становится как будто уже не такое продуманное, цельное и идеальное.
А бренд? Девочки вот так по своему желанию просто берут и уходят от бренда, потому что школа и команда Тутберидзе на мировом уровне - это бренд и, честно говоря, иногда ученицам Этери, действительно, ставят вторую оценку чуть выше, чем всем остальным. Если раньше Сашу подтягивали в части хореографии, потому что она представляла известного тренера и школу и была в составе сокрушительной тройки фигуристок, сейчас этого делать никто не будет.
Я думаю Т.А. Тарасова права, что первоочередную скрипку в этом переходе сыграли родители. Родители сами не представляют, какую травму они наносят сейчас ребенку. Эта травма и боль будет мешать Саше. Как бы жизнь была несправедлива, но принципы и человеческие законы в ней все-таки есть.
Есть простая истина «на чужом несчастье, своего не построишь». Конечно, для Этери и ее тренеров этот переход не будет глобальным горьким событием, они уже пережили молчаливый уход Жени и после этого любой уход для них будет менее болезненным. Я высказываюсь фигурально. В любом случае это неприятно, когда из твоего коллектива, дома, семьи молча уходят люди, коллеги, друзья, родные, с которыми ты пережил ни один год. Мы каждый на себе это испытывали и просто махнуть рукой здесь не получится.
Я не хочу ставить штампы, пусть это звучит не как утверждение, а как мое предположение, но на мой взгляд, Сашу во взрослых соревнованиях на мировом уровне в медалях мы больше не увидим, если не считать этапы Гран-При. Выйдет ли на следующем Чемпионате России в Европу и мир? Быть может и выйдет – третьей или запасной.
Я, наверное, даю себе обещание, больше не писать об уходах от Этери той или другой ученицы. Иначе я буду постоянно повторяться. Никто не добьется результатов больше и выше (в части девочек), чем в этой школе, пока эта школа такая, какая она есть сейчас. Сначала нужно выстроить систему и воспитать самому чемпиона, чтобы из чемпиона, пришедшего к тебе, сделать еще более великого и сильного спортсмена. Что дал Орсер Медведевой? А ведь тренер Орсер это не тренер Плющенко. Меня очень поразило его интервью, где он, строя цели на будущий сезон, между слов не смог сказать, у какого хореографа Женя уже ставит короткую программу. Вот это взаимопонимание, вот это подход, вот это вложение в своего спортсмена. Женя пытается изобразить что-то на силе своего характера, да только все никак - нет курицы-наседки, которая бы следила за всем и помогала во всем.
Что касается Сергея Розанова – человек выбирает лучше, как рыбка выбирает где глубже. Мне очень понравились слова хореографа школы Самбо-70 Алексея Железнякова. Я очень надеюсь, что слова, сказанные им, будут подтверждаться годами, ведь никогда не говори никогда, но в его словах есть что-то выше денег, выше славы, в его словах есть то, чего многим из нас так не хватает сейчас…
«Друзья, многие из вас пишут и спрашивают меня в личке: «Как же так, почему ушла Трусова и Розанов!?» Друзья, я честно вам заявляю: нет, не знаю я подробностей и знать не хочу! С Этери Георгиевной еще не общался. Могу сказать одно: у каждого из нас свой путь, и мы его выбираем сами, а куда эта кривая дорожка нас заведет - одному Богу известно. В первую очередь нужно быть благодарными, помнить, кто нам дал, кто нас научил, кто вложил столько сил и частичку души, из-за кого мы стали такими, какие мы есть сейчас... Я помню, кем я пришел в эту команду, просто юнец, красиво танцующий юнец, и кем стал сейчас благодаря Тутберидзе. Да, много над собой работал, очень много, но сколько нас таких, если бы не эта команда, я не был бы тем, кем являюсь сейчас! Предложите мне хоть миллион долларов, я останусь в этой команде, пока не уйду на пенсию и мои конечности уже не будут так работать как сейчас. Есть такое слово «благодарность», помните всегда об этом. А время, жизнь и высшие силы всех нас рассудят! Берегите друг друга и помните, кто дал нам дорогу в хорошее будущее».