Как обычно, для освоения новых территорий на Крайнем Севере государство использовало не только купцов и промышленников, но и церковь. Если первые занимались меном и вывозом пушнины, разработкой руды и т.п., то последние занимались образованием, медициной и т.п.
По преданию, отраженному в ряде отечественных и зарубежных источниках, первая письменность для самых северных народов российской европейской части континента была составлена ещё в XVI веке. Авторами её упоминаются два человека: преподобный Феодорит Кольский и преподобный Трифон Печенгский. Кто именно из них создал азбуку для лопарей, теперь определить сложно. Возможно даже, они работали над ней вместе. Российский историк Карамзин отдает предпочтение преподобному Феодориту.
В любом случае, тогда попытка привить грамотность саамам не увенчалась успехом. До конца XIX века лопари оставались наименее грамотным народом среди всего населения Кольского полуострова. Но свои родовые тамги (клейма) для обозначения принадлежности имущества, они знали хорошо.