В жизни каждого мастера однажды наступает момент, когда хочется сменить название своего аккаунта с vyazanyenoskiotzinaidyivanovnyschu на что-то, о чем можно с гордостью говорить "это мой проект". А дальше начинаются муки душевные, потому что сменить-то хочется, но вот на что 🤷♀️ Помню, одна моя знакомая месяца три донимала всех вокруг на тему названия своего нового детища. Бизнес в итоге не взлетел, а воспоминания остались😂 Так что название конечно важно, но всё же не на первом месте.
Я сознательно использую слово "проект" вместо просящегося на язык "бренда". Понять, являетесь ли вы брендом, - просто. За бренд клиент при прочих равных готов переплачивать. Если не готов, то речь идёт о названии торговой марки, о названии проекта, но не о бренде.
Строго говоря, вы можете называться как угодно. Смартфоны называются яблоком, автомобили - Марусей, а на доходность какого-нибудь ООО "Желдорпроммаш" его название вряд ли принципиально влияет. Но если вы хотите дать потенциальным клиентам лишний шанс выделить вас из толпы или даже запомнить, над названием стоит хоть немного подумать. Не зря же крупные международные компании уделяют так много внимания своим названиям и логотипам и готовы платить за них огромные деньжищи маркетинговым агентствам. При этом есть статистика, по которой 98 из 100 названий крупных мировых брендов было придумано самими предпринимателями. Так что не боги горшки обжигают! На этом заканчиваю с вводной частью и перехожу к практическим рекомендациям 👇
4 правила для идеального названия
- Краткость. Максимальная длина - 3-4 слога. Вспомните свой собственный потребительский опыт, наверняка вы стремитесь сократить все длинные названия. Например, Mercedes Benz сокращают до MB, у нас в отечестве он и вовсе просто мерс, а в моей семье даже "Пятерочку" ужимают до "Пятерки".
- Нейтральность. Сегодня вы вяжете носки и называетесь "Вязаный носок", а через год вы переключитесь на плетение макраме и вместо "Вязаного носка" придётся придумывать что-то другое. Не надо так. Выберите название, которое одинаково хорошо будет подходить к любому виду вашего творчества.
- Интернациональность. Наверняка вы однажды захотите получить и зарубежных клиентов. Подготовьтесь к этому уже сейчас.
- Простота и однозначность произношения. Все ведь слышали эти "s как доллар" и "V как галочка"? Так вот в хорошем названии их быть не должно. Как услышали, так и записали без побуквенных танцев с бубнами.
Где брать идеи для названия
Идей вокруг нас всегда полно. Берите любую и проверяйте её на соответствие 4 правилам выше☝️ Записывайте все варианты, чтобы в другой раз не тратить время на повторные поиски "вот того классного варианта". Итак, где брать идеи 👇
Ваши имя и фамилия
Это самый очевидный вариант, по умолчанию вызывающий в людях доверие. Названия многих крупных компаний появились как имена и/или фамилии их основателей или родственников. Особенно много таких названий среди дизайнерских брендов: Louis Vuitton, Prada, Hermes, Cartier... и вы сами можете легко продолжить цепочку. Не отстают и автомобильные бренды: Ferrari, Ford, Toyota, Peugeot и упомянутый уже Mercedes-Benz. Есть и много других брендов с аналогичной историей названия, даже IKEA - это абрревиатура-акроним от Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd (имя, фамилия и место рождения основателя компании).
Использовать этот вариант "в лоб" - не очень хорошая идея. Так, Masha235.12 на название проекта совсем не похоже, скорее, так может называться очередной файл-черновик на жестком диске вашего компьютера. Но если вы готовы расшифровать значение цифр в контексте вашей деятельности, такое название станет уместным. Добавлять к имени дату рождения или номер телефона - тоже так себе идея. Вы легко запомните эти цифры, а у остальных будут проблемы.
Среди современных российских компаний встречаются искусственные фамилии: «Газелькин», «Мясновъ», «Перевозкин» и прочие. Едва ли кто-то поверит, что это фамилии создателей и владельцев, потому и основная ценность подобного подхода - доверие - пропадает. Уйти от такой прямолинейности можно, сосредоточившись на каком-то конкретном свойстве изделий. Подходящий пример из нашей действительности - пиво "Бочкарёв".
Зарубежные имя и фамилия
В России со времён Петра I модно уважать и превозносить всё иностранное. Этим предрассудком соотечественников вовсю пользуются бизнесмены. Вот вы, например, знаете, что Erich Krause, Scarlett, Carlo Pazolini, Greenfield, Akira и многие другие известные бренды только мимикрируют под иностранные, а на самом деле являются отечественными?
"Немецкие" названия ассоциируются с порядком и высоким качеством, потому подходят производителям бытовой техники и товаров для организации порядка, все, кто связан с модой и материалами класса люкс, выбирают "итальянский" стиль, англоязычные имена - признак глобальности бренда, а на французов выгодно быть похожими в сферах моды, косметики и гастрономии.
Флора и фауна
Вы же помните, что "все любят котиков"? Котиков, собачек, березки, ромашки и любое живое существо полюбить проще, чем что-то абстрактное. Потому среди потребительских брендов очень много таких имён. Вспоминайте (а гугл-переводчик вам поможет, при необходимости, подтвердить мои сентенции): спортивная одежда Puma, энергетики Red Bull, виски White Horse, автомобиль Jaguar, мыло Dove, сигареты Camel, поезда "Сапсан" и "Ласточка" и т.д.
А еще подумайте о том, что после названия вам придётся придумывать и логотип. Животные здесь очень помогают 😉
Следующий шаг - не просто выбрать название животного или растения, но увязать это название с каким-то другим словом, чтобы ещё больше одушевить композицию и придать ей какие-то характерные для вас черты. Вот примеры таких удачных комбинаций: FireFox, Hot Dog, Banana Republic, Beeline.
Название Beeline получилось из американского фразеологизма to make a beeline, что означает буквально лететь пчелой, то есть быстро и по кратчайшему пути. Само название получается из комбинации слов bee (пчела) и line (направление). Пчела в названии как бы намекает и на соты, что для сотового оператора более чем уместно.
Игры с языком
Прислушайтесь к своей речи и обратите внимание на рифмы, аллитерации и ассонансы в словах и фразах, которые придают особую звуковую выразительность.
Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в словах и фразах.
Пример от К. И. Чуковского, стихотворение «Бармалей» (повторяются "л" и "р"):
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала.
Примеры брендов: Kit Kat, Brook Bond, tic tac, Бинбанк, Крошка-картошка.
Чуть реже можно встретить ассонанс.
Ассонанс - повторение гласных звуков в словах и фразах.
Пример (повторяется звук "е"): Мели, Емеля, — твоя неделя.
Примеры брендов: Excel, Армата, Галатасарай, Zara.
Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Вспомните любимое стихотворение или песню - вот вам и пример рифмы.
В этой статье я рассказала только о нескольких способах придумывания названий. Если вам этого показалось мало, советую заглянуть в книгу "Одним словом" Сергея Малайкина, которая вышла в моём любимом издательстве МИФ еще в 2017 году. Там найдете целых 33 урока и 270 страниц на эту тему 😎