Юные улыбающиеся девушки на фотографии совсем не похожи на ведьм: у них нет ни остроконечных шляп, ни мётел. За что же их так прозвали?
Перед вами слева направо стоят Смирнова Маша, Никулина Дина, Руднева Женя, Сербнова Ира, Меклина Наташа, Карпунина Соня. Они служили в 46 гвардейском бомбардировочном авиаполку, каждая из них была удостоена звания Героя Советского Союза, совершив сотни ночных военных вылетов.
46-й авиаполк был знаменит тем, что состоял только из женщин: от механиков до пилотов. Им командовала Евдокия Бершанская, а на службе были самолёты У-2(По-2). Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года. 8 февраля 1943 года 588-й авиаполк получил звание Гвардейского и был переименован в 46-й гвардейский, а затем получил почётное наименование «Таманский».
Прозвище «Ночные Ведьмы» лётчицам дали немцы. Все боевые вылеты происходили под покровом ночи, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы - слышался только шелест воздуха под крыльями, похожий на звук шуршания метлы...
В Историческом музее хранится хрустальная ваза — один из самых статусных, дорогих и даже роскошных подарков советского времени, предмет нарядный, как правило, сложный в исполнении. Но гораздо важнее, что в данном случае нам точно известно, кому был преподнесен этот эффектный подарок. Гравированная надпись на вазе гласит:
«Дорогому начлету Марине Павловне от планеристов Четвертого МГАК. Крюково. Август 1955 г.»
В августе 1955 года планеристы Четвертого московского городского аэроклуба ДОСААФ поздравляли с 33-летием своего инструктора, Марину Павловну Чечневу, личность без преувеличения легендарную - одну из тех самых «Ночных Ведьм».
Марина Павловна родилась в 1922 году в селе Орловской губернии, откуда вместе с отцом переехала в Москву. В столице окончила среднюю школу и работала пионервожатой. Авиацией Марина Павловна увлеклась еще в юности: с 16 лет она занималась в одном из московских аэроклубов.
Ласточка над фронтом
В годы Великой Отечественной войны Марина Павловна Чечнева сменила спортивную авиацию на авиацию боевую. С самого начала войны девушка добивалась призыва в действующую армию и была направлена в качестве лётчика-инструктора в Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова, который перебазировался из Москвы под Сталинград. А в 1942 году Чечнева начала службу в 588-м авиационном полку ночных бомбардировщиков, который затем был переименован в 46-й гвардейский и получил почётное наименование «Таманский». Уже в августе 1942 г. она стала командиром звена, в конце лета 1943 г. – командиром учебно-боевой эскадрильи полка, и наряду с боевыми вылетами вела обучение вновь прибывших пилотов. Марина Павловна участвовала в обороне Кавказа и в освобождении Крыма, принимала участие в освобождении Белоруссии и в боях за Восточную Пруссию. Победу пилот встретила в Польше, близ города Свинемюнде (Свиноустье).
Всего за годы войны М.П. Чечнева совершила 810 боевых вылетов, провела в воздухе более 1 000 боевых часов, сбросила на противника свыше 115 тонн боевого груза, уничтожила 6 складов, 5 переправ, 1 железнодорожный эшелон, 1 самолёт, 4 прожектора, 4 зенитные батареи. Кроме того, она подготовила 40 лётчиц и штурманов.
После расформирования авиаполка Чечнева не рассталась с авиацией, но теперь уже со спортивной. В 1949 году она установила мировой рекорд скорости на спортивном самолёте Як-18 и в том же году получила почётное звание заслуженного мастера спорта СССР. В течение длительного времени она была ведущей женской пилотажной группы на воздушных парадах.
Вместо метлы у этих девушек был самолёт, вместо острой шляпы - авиационный шлем, вместо магических сил - вера в победу, любовь и преданность Родине. Пилоты 46-ого гвардейского ночного бомбардировочного полка были скорее «ласточками», «"Ласточками" над фронтом», как назвала их Марина Павловна Чечнева в своей книге.