Он - прямой наследник ГАЗ-67 (1943 – 1944) и ГАЗ-64-416 (1941 – 1943), воин и трудяга. Не самый массовый, но один из самых уважаемых автомобилей СССР. А началось все с «шестьдесят четвертой» модели, которая была разработана конструктором Виталием Грачевым с оглядкой на легкий армейский внедорожник Bantam. Построенный компанией American Bantam, он, по одной из версий, стал прообразом легендарного Willys MB.
Может, оно и не так, но наша машина отчасти все-таки напоминала заокеанский «прототип». А что, база - короткая (2100 мм), габариты - вполне сопоставимые (длина, ширина, высота – 3305, 1535, 1690 мм), дверей нет... 3,2-литровый мотор ГАЗ-64, работавший в паре с 3-ступенчатой МКПП, выдавал 50 л.с. при 2800 об/мин и разгонял машину до 92 км/ч. Привод - полный, раздаточная коробка – без демультипликатора.
Машина выпускалась недолго – в 1943 году ее сменил ГАЗ-67, которому увеличили колею с 1278 до 1466 мм, что было большим плюсом, установили новый карбюратор, несколько подправили внешность. База осталась прежней, но автомобиль прибавил в размерах (3345, 1720, 1680 мм), да и двигателю добавили 4 силы.
А в 1944 году появилась модернизированная версия – ГАЗ-67 Б, которая выпускалась до 1953 года. Базу и размеры не изменили, но вернули 50-сильный мотор. Поработали над внешностью, причем, послевоенный вариант получил иные крылья и штампованный фальшрадиатор вместо паяного.
Автомобиль был настолько прост, что отремонтировать его мог любой, кто хоть немного с техникой дружил. Вот только в управлении он уступал «Виллису»: КПП была без синхронизаторов, а руль и педали – тяжелыми. Силенок у мотора не ахти.
Зато он легко переваривал разную дрянь, от которой движок «американца» загнулся бы в два счета. А еще тяга у него была отменная: передаточное число первой ступени 6,4 компенсировало отсутствие понижающего ряда.
Во время войны завод выпустил менее 6000 экземпляров ГАЗ-67 Б. И все же он сумел стать одним из символов Победы. И в широкие массы вышел, но уже после войны, разойдясь в итоге (с учетом ГАЗ-67) тиражом почти 93 тысячи штук.
И встретить его можно было и на колхозных полях, и на асфальте – везде, в том числе и там, где современным крутым джипам делать просто нечего.
Фото автора и из открытых источников