Пейзаж с оливковыми деревьями, 1889 Ван Гог
Страсть Ван Гога наполняет весь ландшафт - землю, деревья, горы, облака - бурным вздымающимся движением. Он более могущественен и более изобретателен, чем что-либо в более позднем экспрессионистском искусстве, которое исходило из подобного, эмоционально заряженного видения природы. Он также больше привязан к реальному, поскольку в общем движении, которое, кажется, исходит из лежащей в основе силы, подавляя все объекты, они сохраняют свою индивидуальность, свои уникальные ритмы. Это решительный характер каждой горизонтальной зоны этой бурной работы, которая не позволяет картине поддаваться тупости хаоса, который так часто возникает в результате погружения художника в чистое чувство. В призрачном облаке с синими и желтыми прожилками и волнистыми очертаниями, смутно органичными, можно увидеть призрачную мать и ребенка; в фантастическом бурном силуэте горы с перфорированной скалистой массой виден разрушенный замок. Вот новые формы великой силы. Цвет также показывает упорядоченную вариацию, поражающую своей свежестью: легкое облако на фоне холодного зеленовато-голубого неба; ниже теплые светло-зеленые оливковые деревья на фоне темно-синих гор; и в нижней половине работы - вспенивающееся море земли со сверкающими полосами света и тени, желтого, синего и зеленого. Характерной чертой рисунка, помимо необычайной длины волнистых линий - Ван Гог сравнил линии с линиями старых ксилографий, - является глубина их впадин. На первый взгляд, непреодолимый в своем устойчивом движении, пейзаж предлагает медитации удивительный диапазон качеств: мягкое плавающее облако и твердые камни; мягкая однородность цвета неба и резкие изменяющиеся контрасты пространства внизу; яростный шторм мазков на деревьях и ритмичная волнистость и ясность гор; равномерный местный цвет неба, гор, деревьев и дикого пятна земли. Во всем этом присутствует проникающая светимость от далекого облака до земли под оливковыми деревьями.
Пейзаж под Овером: Пшеничные поля, 1888 - Винсент Ван Гог
В последние недели июля Ван Гог работал над фотографиями знакомых мотивов, соломенных коттеджей и пшеничных полей. В этих поздних графических очерках были решены проблемы цвета, пространства и текстуры, которые были настолько хлопотными и неудовлетворительными, когда он впервые начал изучать такие предметы. Значительные различия между этим ландшафтом и пшеничными полями вблизи Оверса не должны маскировать основную связь. Значение, которое Ван Гог придавал представлениям о сельскохозяйственных сценах, мало изменилось. В обитаемом и работающем ландшафте сельской местности Брабанта или Франции Ван Гог хотел видеть признаки образа жизни, социального порядка, который был бы в его терминах здоровым, безмятежным, более естественным, вне времени и органичным, который отличался от мира, в котором он жил , конфликтующие, разделенные и быстро меняющиеся под влиянием новых экономических и социальных сил. Мотив, из которого была сделана эта картина, - равнина вне Оверса. С таким же успехом это может быть Прованс или Брабант; в этом нет ничего конкретного. Это не говорит нам ничего особенного об Овере или его населении и их образе жизни или работе. Но благодаря организации своего цвета, сочетанию перспектив на близком переднем плане и отступающем среднем и дальнем расстоянии, картина приглашает зрителя созерцать поля, облака, деревья и стога сена, приятно и гармонично соединенные вместе, потенциально простираясь за пределы. кадра, чтобы окружить его или ее.
Осенний пейзаж, 1885, Винсент Ван Гог
Осенний пейзаж был создан в октябре 1885 года, и в следующем месяце Ван Гог покинул Нуэнен-онд и отправился в Антверпен. К этому времени он подвергся остракизму со стороны местных жителей Нуэнен, которые ложно полагали, что он несет ответственность за незаконную беременность крестьянки, и местное духовенство советовало людям держаться подальше от него. В результате у него кончились модели для рисования, и он повернулся к натюрмортам и пейзажам. Осенний пейзаж отражает его растущее использование цвета, фактор, который действительно проявится после его прибытия в Париж. Он нарисовал землю как плоскую область цвета, из которой поднимаются тонкие деревья. Соединение дерева с землей довольно неестественно, но сами деревья плавно заострены и реалистичны, и ощущение расстояния, создаваемого длинной аллеей деревьев, убедительно. Он включил катание птиц в небе, что было часто используемым мотивом и иногда вызывало угрожающее или неприятное присутствие, хотя здесь это не так.
Пейзаж с березами Полларда, 1884
Деревья были важным источником вдохновения для Ван Гога. Корявые ивы, дубы и буки являются основным мотивом примерно двадцати его рисунков и картин, в которых глаз Ван Гога обнаружил и прощупал каждую узловатую рану, каждый пень отрубленной конечности, каждую жалкую деформацию. Он запечатлел блестящие белые извилины коры, а также немного различную асимметричную наклонность каждого дерева. И из черных сучков, которые отмечали самые последние порезы, он поймал восходящее ликование нового роста - тонкие, ищущие солнце ветви, которые прыгали к небу из разрушенной руины внизу. Рисуя за живописью, Ван Гог использовал деревья-полларды, чтобы создать одинокую фигуру, растоптанную одинокой дорогой, их замученные формы превратились в символическое эхо, когда он бесплодно трудился над фигурами, которые любил, и чувствами, которыми он хотел поделиться. В письме к Тео от 1882 года Ван Гог рассказал, что он видел «что-то вроде души» на деревьях. Должно быть, он был так же вдохновлен, когда изобразил эти выразительные, довольно трагически выглядящие пыльцы берез.