Найти в Дзене

После этой битвы Вермахт был обречен

Оглавление

Победа советских войск в Курской битве ознаменовала завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Вермахт был лишен всех шансов на победу.

Курская битва (5 июля — 23 августа 1943 года)
Курская битва (5 июля — 23 августа 1943 года)

Подготовка к сражению

-2

12 апреля 1943 года на стол Сталина лег план немецкой наступательной операции «Цитадель». Немцы планировали срезать Курский выступ двумя ударами по сходящимся направлениям, с севера и юга. Северный фас дуги предстояло атаковать группе армий «Центр», а южный – группе армий «Юг». Начало проведения этой операции постоянно переносилось. В итоге Гитлер установил окончательный срок наступления — 5 июля. Успех «Цитадели» позволил бы сохранить стратегическую инициативу на Восточном фронте. Но ее провал мог привести к невосполнимым потерям. Поэтому Вермахт серьезно подготовился к этому сражению. Помимо «Тигров», на Курской Дуге намечался дебют средних танков «Пантера» и тяжелых самоходных орудий «Фердинанд». Усиливалась штурмовая противотанковая авиация.

Многочисленное откладывание операции позволило советским войскам подготовить и усилить оборону. На каждом фронте создали 3 полосы обороны с минными полями, огневыми точками, позициями артиллерии. Также была выработана новая тактика боев в обороне. Раньше противотанковые пушки выстраивались в одну линию вдоль фронта. Но опыт сражений показал, что эффективнее располагать их группами. Так основой обороны на Курской Дуге стали противотанковые опорные пункты – ПТОПы. Каждый пункт имел до 20 противотанковых пушек и нескольких десятков противотанковых ружей. Каждое орудие ПТОПа имело несколько позиций для стрельбы по всем направлениям. Дистанция между опорными пунктами составляла 600 – 800 м. Если вражеские танки пытались пробиться между опорными пунктами, то орудия стреляли по их тонкой бортовой броне. Вокруг каждого ПТОПа установили до 1 тыс. мин. Вторая и третья полосы обороны минировались не так плотно, однако их дополняли подвижные отряды саперов, которые должны были ставить мины прямо на пути прорывающихся немецких танков. Для самоходных артиллерийских установок СУ-122 начали поступать новые кумулятивные снаряды, способные пробивать до 130 мм брони. Советская авиация получила новые авиабомбы ПТАБ.

Силы сторон

В сражении с обеих сторон участвовало более 2-х млн человек. В составе группы армий «Юг» под командованием Манштейна находилось 445 тыс. человек, 1500 танков. Им противостоял Воронежский фронт Ватутина – 626 тыс. человек, 1700 танков. Группа армий «Центр» под командованием Моделя насчитывала 332 тыс. человек и 1000 танков и САУ. Против группы армий «Центр» был нацелен Центральный фронт Рокоссовского - 712 тыс. человек и 1800 танков. Кроме того, в основании Курского выступа располагались позиции советских резервов, объединенных в Степной фронт под командованием Конева.

Ход битвы

-3

Советские войска ждали наступление Вермахта с апреля. Шел июль 1943 года, а немцы все не наступали. Поэтому советским разведчикам было приказано взять языка. Им оказался немецкий сапер Бруно Формель, которого поймали в ночь перед наступлением. На допросе он сообщил: «5 июля в 2 часа немецкие войска перейдут в наступление в общем направлении на Курск. Одновременно начнется наступление и на Курском направлении из района Белгорода».

В этих условиях командующий Центральным фронтом Рокоссовский принял решение провести упреждающий артобстрел. Не успели замолчать советские орудия, как началась артподготовка немцев. Затем, под прикрытием дымовой завесы, гитлеровцы пошли на штурм. Для проделывания проходов в минных полях немцы использовали радиоуправляемые танкетки. Так расчищалась дорога для самоходок «Фердинанд», идущих следом.

На южном фасе на немцев тоже обрушился огонь артиллерии. В зоне наступления их встретило 500 км противотанковых рвов. Чтобы танки смогли их преодолеть, приходилось подрывать стенки этих рвов точными ударами авиабомб с пикирующих бомбардировщиков. Прежней легкости «блицкрига» уже не было. Однако боевой опыт немцев и их новая техника все же делали свое дело. Они стали концентрировать силы на узких участках. Немецкие танковые части действовали боевым порядком «клин». Его остриё образовывали тяжелые танки «Тигр. За ними шли средние и легкие танки. Пробив даже малую брешь в советской обороне, немцы всеми силами ее расширяли. С помощью авиации немцы пробивали коридоры и в минных полях.

Первую полосу советской обороны танковый корпус СС прошел всего за 17 часов. Чтобы остановить наступление, Ватутин решил им на встречу бросить 1-ю танковую армию Катукова. Однако огромные потери армии вынудили Катукова высказать Ватутину свои сомнения. Однако ответа не последовало. Скрепя сердцем, Катуков продолжал собирать силы для броска вперед, когда в его штабе раздался телефонный звонок. На другом конце провода был Сталин. Он просил высказаться о возможных вариантах действий. Катуков предложил использовать танки для ведения огня с места, из засад, чтобы, подпуская машины врага на расстояние 300 – 400 метров, уничтожать их прицельным огнем. «Хорошо» - сказал Сталин. «Вы наносить контрудар не будете». Танки Катукова заняли оборону рядом с артиллерией и пехотой.

Находившийся на соседнем участке Сталинградский гвардейский танковый корпус генерала Кравченко действовал по приказу Ватутина и перешел в наступление, но немцы обошли его с флангов и замкнули круг. От полного разгрома корпус спасло лишь то, что кольцо окружения оказалось неплотным. Ночью танки Кравченко, потеряв больше половины своих машин, смогли прорваться к своим.

На Центральном фронте Рокоссовский также отдал приказ на контрудар. 6 июля 1943 года 2-ая танковая армия генерала Родина атаковала немецкий танковый клин. Но спустя несколько часов советские танкисты отошли на исходные позиции и перешли к обороне. И вскоре эта тактика принесла результаты.

Модель ввел в бой свежую танковую дивизию из своего резерва. Он нацелил ее на слабую точку советской обороны, село Теплое. Однако командир корпуса, генерал Лемельзен, которому подчинили дивизию, свел все танки в одну бригаду, атакуя крупной массой техники на узком участке фронта под Ольховаткой. Здесь их и встретили замаскированные советские танки, и атаки немцев разбились о советскую оборону.

Другой ключевой точкой сражения на северном фасе стала железнодорожная станция Поныри. Для ее штурма немцы создали группу «Каль». Группе удалось прорваться в тыл советским частям, однако здесь немецкие танки попали в «огневой мешок» нескольких противотанковых артполков. Огневой мешок, то есть обстрел танкового клина с трех сторон, организовывали за счет так называемых «заигрывающих орудий». Открыто ведя огонь, они привлекали танки врага на себя. Те, двигаясь к орудиям, попадали под боковой обстрел противотанковых батарей, находящихся в укрытии. Танки подпускались на дистанцию 200 - 300 м, с которой пробивалась их броня.

Уже 9 июля 1943 года наступление Моделя на северном фасе Курской дуги практически остановилось, и 12 июля советские войска перешли в наступление.

В то же время ситуация на Воронежском фронте становилась критической. Медленно, но верно, немцы преодолели уже 2 из 3 полос обороны. За третьей полосой обороны серьезных оборонительных позиций уже не было. Чтобы не допустить прорыва последней полосы обороны Воронежского фронта Ставка ввела в бой стратегические резервы – общевойсковую армию Жадова и танковую армию Ротмистрова.

Сражение под Прохоровкой

-4

С помощью резервов Ватутин планировал перейти в наступление. Танковой армии Ротмистрова предстояло занять позицию у деревни Прохоровка и оттуда нанести удар. Однако последний перед контрударом день принес большие неприятности. Предприняв очередную атаку, немцы захватили позиции у Прохоровки. Не останавливаясь, танки дивизии «Лейбштандарт» рванулись вперед, но с другого берега реки Псёл по ним ударила советская артиллерия. Эсэсовцам пришлось отходить назад, однако удобный участок местности под Прохоровкой остался в их руках. Подразделения Лейбштандарта заняли оборону, ожидая пока дивизия «Мертвая голова» переправится через Псёл и ликвидирует угрозу с фланга. В это время танки Ротмистрова уже подходили к Прохоровке.

12 июля 1943 года армии Ротмистрова предстояло наступать в узком коридоре между рекой Псёл и железной дорогой. Участок наступления был частично перегорожен непроходимым оврагом. Огибая его, атакующим танковым бригадам пришлось выстроиться в затылок друг другу, в несколько волн. В первом эшелоне наступало 100 машин. Танки стали удобной мишенью для немецких орудий. Вторую волну атакующих танков также встретили шквальным огнем. По берегу реки Псёл танкисты Ротмистрова прорвались к переправам дивизии СС «Мертвая голова», угрожая ей окружением. Другие Т-34 пробились к позициям «Лейбштандарт». На выручку немцам подошли «Тигры». За один день два корпуса советской танковой армии потеряли от половины до 2/3 своих танков. Нанести противнику сокрушительный удар не удалось, но потери немцев в людях и технике тоже были велики. Командир танкового корпуса СС Пауль Хауссер в этот же день начал отход от Прохоровки.

Операция "Кутузов"

-5

В этот же день 12 июля 1943 года на северном участке Курской Дуги началось наступление Западного и Брянского фронтов. Операция получила наименование «Кутузов». Главная идея наступления заключалась в том, чтобы атаковать основные силы Моделя, втянутые в наступление. Удар наносился к северу от Орла в тыл немецких войск. Для наступления Ставка выделила резервные армии, но прибыли они только 19 июля. О начале операции возвестила мощная артподготовка. Модель понял, что ему угрожает разгром и начал отступление.

К 19 июля немецкая оборона уже приобрела достаточную устойчивость. Окружить немецкие войска на орловском выступе не удалось, но постоянная угроза окружения заставила Моделя отступить. 5 августа 1943 года Орел был полностью очищен от немцев.

Операция "Полководец Румянцев"

-6

Наступление войск Ватутина против Манштейна на южном участке Курской Дуги началось позднее. 3 августа началась операция «Полководец Румянцев» (Белгородско-Харьковская стратегическая наступательная операция) - наступление под Белгородом и Харьковом. Танковые дивизии СС были переброшены немецким командованием на Донбасс на помощь 6-й армии. Немецкая оборона, таким образом, оказалась ослабленной. Прорвав ее, танки Катукова и Ротмистрова устремились вперед. 5 августа 1943 года части РККА освободили Белгород.

Далее советские войска направились к Харькову. 8 августа 1943 года, когда танкисты Катукова ворвались в Богодухов и вышли к железной дороге Полтава – Харьков, последовал немецкий контрудар. Манштейн собрал танковые дивизии и бросил их в бой в отчаянной попытке удержать Харьков. Передовые бригады армии Катукова отступили к Богодухову и заняли оборону. Тем временем непосредственно на Харьков наступал Степной фронт Конева. Немцы превратили город в крепость, и его лобовой штурм грозил большими потерями. Нужен был обходной маневр. Для этого Коневу передали танковую армию Ротмистрова. Ей предстояло обойти Харьков и вынудить немцев оставить город. Так, армия Ротмистрова поставила точку в немецком контрударе. Ротмистров двинулся на помощь войскам Конева и обошел Харьков с запада. В распоряжении немцев оставались только одна железная и шоссейная дороги, по которым они еще могли покинуть город.

Гитлер требовал от Манштейна при любых обстоятельствах удерживать Харьков. Однако этот призыв грозил окружением всей армейской группы Кемпф. 22 августа 1943 года немцы начали выводить войска из города. К полудню 23 августа 1943 года город был освобожден. Курская битва завершилась победой советских войск.

Командующий 2-й танковой группой Гудериан: «Русские поспешили воспользоваться успехом. И больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику». Операция «Цитадель» стала последним крупным наступлением Вермахта на Восточном фронте.

Благодарю команду Star Media, чьи материалы взяты в основу написания этой статьи!
Если вам понравилась статья, поставьте ей лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!