Давайте сначала поговорим о том, почему важно дать детям возможность выбора. Возможно, проще всего начать с того, кого вы очень хорошо знаете: с вас. Подумайте о том, каково это, когда у тебя отнимают твою силу, когда ты чувствуешь, что у тебя нет права голоса в важном для тебя деле. Для детей большинство вопросов действительно кажутся довольно важными. И давайте посмотрим правде в глаза: детям много-много раз в день говорят, что делать, когда и как это делать. В то время, как наличие родителя в качестве гида поможет ребенку чувствовать себя довольно спокойно, а наличие родителя-надзирателя со всем его контролем поможет чувствовать себя довольно ужасно, а иногда и просто невыносимо.
Дети нуждаются в возможности обрести чувство контроля над ситуацией, имея право голоса, совершать ошибки и учиться на своих решениях в благоприятном контексте. Предоставление выбора позволяет детям иметь больше возможностей, чтобы стать лицом, принимающим решения, а не пассивным участником вашей жизни.
Психологи, на основании исследований, обнаружили, что те, кто использует авторитетный стиль, имеют довольно положительные результаты воспитания своих детей. В двух словах, этот стиль обеспечивает порядок внутри демократии. То есть, родители создают условия с помощью правил, ожиданий и руководства, предоставляя своим детям здоровые возможности для принятия решений. И когда их дети ошибаются, они обычно встречают поддерживающий стиль, а не карательный, поэтому их дети могут сосредоточиться на том, чтобы учиться на ошибках, нежели скрывать их от своих родителей. Затем они могут применять эти знания, продвигаясь вперед, поскольку у них появляется больше возможностей для принятия решений.
Сравните это с авторитарным стилем, где мама и папа больше похожи на сержантов строевой подготовки, которые диктуют ребенку каждый шаг, и ребенок испытывает трудности в способности делать свой собственный, между тем, хороший выбор.
А еще есть разрешительный стиль воспитания, когда у детей так много свободы, что они легко могут стать теми детьми, которых взрослые называют неуправляемыми.
Наконец, у нас есть пренебрежительный стиль воспитания, который, как следует из его названия, приводит детей к борьбе со множеством проблем, таких как депрессия, агрессия и плохой самоконтроль. И это возвращает нас к авторитетному стилю воспитания, а конкретнее, к технике вынужденного выбора, которая попадает под сферу авторитетного воспитания.
Как использовать принудительный выбор
Хотя бывают моменты, когда выбор бывает не простым, как в обстоятельствах, когда безопасность действительно находится под угрозой, есть много случаев, когда возможность сделать выбор может быть легко предоставлена. Вот некоторые рекомендации для предложения принудительного выбора:
1.) Для очень маленьких детей (например, дошкольников и детей начальной школы), как правило, проще всего предложить два варианта. Для детей старшего возраста и подростков можно предложить больше вариантов, если вы чувствуете, что ваш ребенок может справиться с ними.
2.) Любой предложенный выбор должен быть тем, который вы искренне поддерживаете. Например, дать ребенку возможность сделать домашнее задание сейчас или утром, когда вы знаете, что выполнение его утром, скорее всего, вызовет большой стресс у вашего ребенка, а также у вас, возможно, не будет хорошей идеей. Предложение сделать домашнее задание сейчас или сразу после ужина будет лучшим выходом.
3.) Если ребенку дают список вариантов и он отказывается принимать решение, вы можете предложить ему что-то вроде следующего утверждения: “Я дал тебе варианты на выбор, но ты не говоришь мне, какой из них ты хочешь выбрать. Я дам тебе еще одну минуту, чтобы ты все обдумал и сказал мне. Если ты этого не сделаешь, тогда я сам приму решение." Чаще всего это приводит к тому, что ребенок захватывает контроль над ситуацией, делая выбор. Если он этого не сделает, то очень важно выполнить то, что вы сказали, и принять решение за него. Правда, вы можете впасть в истерику из-за этой ситуации, но это лучше, чем если бы ваш ребенок понял, что вы не сдержали слово.
4.) Иногда у детей есть отличные идеи для выбора и они заслуживают того, чтобы их услышали. Например, вы можете дать ребенку возможность надеть пальто в магазине или положить его на сиденье в машине. Ребенок может предложить положить пальто в свою сумку и положить его в машину. Такие моменты, как эти, требуют комментариев, вроде такого: "Вау! Об этом я как-то не подумал. По-моему, это звучит вполне разумно.”
5.) Принудительный выбор вполне приемлем для использования во время плохого поведения. Например, истерика в продуктовом магазине может быть решена следующим образом: “Ты можешь продолжать кричать, и мы пойдем сейчас домой, или ты будешь говорить спокойно, тогда мы останемся в магазине и продолжим делать покупки.” Конечно, вы должны быть готовы немедленно покинуть магазин, если истерика продолжится.
6.) Когда ребенок принял решение из имеющихся вариантов и все складывается не очень хорошо, появляется возможность поговорить об итогах и принять их. Например, вы дали своему ребенку возможность взять с собой в школу бутерброд с сыром и яблоко для его школьного обеда или взять только йогурт. Он выбрал йогурт, но оказался голодным гораздо раньше, чем обычно. В подобной ситуации можно сказать что-то вроде: “О, мне очень жаль, что ты так проголодался в школе. Мне интересно, есть ли что-то еще, что ты мог бы взять с собой, что позволит остаться сытым дольше?" Это утверждение очень сильно отличается от: “Я же говорила, что тебе не хватит такого обеда! А ты выбрал один йогурт." Помните, что мы хотим, чтобы наши дети чувствовали себя в безопасности, чтобы пришли к нам со своими проблемами, а также имели возможность принимать правильные решения самостоятельно.
Как всегда, спасибо за чтение.