Найти в Дзене
Транспорт в России

История Малой Октябрьской Детской ж/д (СПБ), которую Вам рассказывают экскурсоводы.

Я работаю юным железнодорожником на МОЖД и сам рассказываю экскурсию. Но в этот день я хочу рассказать её здесь, в Яндекс. Дзене.

Движение по Малой Октябрьской железной дороге было открыто 27 августа 1948 года. Начиналась дорога с того места, где сейчас расположена станция метро "Старая деревня" и шла до ж/д станции "Шувалово". Протяжённость дороги на тот момент составляла 8,1 км. На дороге имелось 3 станции- Кировская, Зоопарк и Озёрная, 3 паровоза, 9 деревянных пассажирских вагонов, 1 из которых имел мягкие сиденья, 5 грузовых платформ, 2 багажных вагона. Дорогу пересекало 8 переездов- 3 охраняемых, 5 неохраняемых, и деревянный мост через Чёрную речку.

Станция Кировская- 1948 год
Станция Кировская- 1948 год

В 1965 году в связи со строительством города была произведена реконструкция дороги. Теперь на Детской дороге имелось три станции: Озерная, Юный и Пионерская ("Зоопарк" переименовали в "Пионерскую"). Протяженность дороги на тот момент составляла 3,1 км. На дороге было 5 тепловозов, 10 цельнометаллических вагонов, 2 переезда, оборудованных автоматическими шлагбаумами. Дорогу оборудовали современной в то время полуавтоматической блокировкой.

В 1991 году дорогу вновь сократили. На ней осталось 2 станции – Озерная и Юный, 3 тепловоза и 10 пассажирских вагонов. Протяженность дороги уменьшилась до 2 км. Наступили самые тяжёлые времена МОЖД. До 1999 года года протяжённость дороги составляла 2 км, а длительность всей поездки- всего 7 минут.

Но всего через 8 лет состоялось ТОРЖЕСТВЕННОЕ открытие нового участка МОЖД. Его длина составляла 4,4 км. Протяжённость увеличилась до 6,4 км. Открылись станции Шувалово, Лесная и Береговая. Эта дорога была немного опасной. Ширина большой колеи в РФ- 1520 мм, а на МОЖД- 750 мм (примерно в 2 раза меньше). Между двумя основными рельсами положили ещё один рельс- средний. Поезд МОЖД на участке Озёрная- Береговая двигался по левому и среднему рельсу. Однако на этом же пути по левому и правому рельсу двигались товарные поезда. Раньше там находился завод, поэтому товарные поезда на этом участке ходили очень часто. А как Вы понимаете, и основной, и детский поезд одновременно идти не могут. На ст. Лесная имелся раздельный пункт, который позволял пропускать товарные поезда. За частую такой расклад движения приводил к сбоям в расписании, и даже к отмене поездов. Ст. Лесная позволяла людям добираться до Новоорловского парка, а ст. Береговая- до Шуваловского карьера.

Всего лишь 2 сезона отработала МОЖД в таком формате. В 2001 году дорога работала только по СБ и ВС на участке Озёрная- Береговая, а также с четверга по воскресенье на участке Юный- Озёрная. В 2002 году участок Озёрная- Береговая был полностью закрыт и частично разобран.

Ст. Береговая в настоящее время
Ст. Береговая в настоящее время

Дорога вернулась к своим худшим временам. Протяжённость сократилась до 2 км. Стоимость- 25 руб. детям и 75 руб. взрослым. В 2019 году на северной трассе МОЖД имеется 2 тепловоза- ТУ-2 и ТУ-10, 9 вагонов (4 из них, выпущенные в 2018 году). Протяжённость- 2 км. Время в пути- 7 минут. Станции- Озёрная и Юный.

В 2007 году началось строительство южной трассы МОЖД. 12 июля 2011 г. она была открыта. В 2014 году на дорогу завезли отреставрированный ретро- паровоз, который работает по выходным. По состоянию на 2019 год на дороге имеется 3 станции- Молодёжная, Разъезд Юный и Царскосельская; 3 тепловоза- ТУ-10-001, ТУ-10-002 и ТУ-7; отреставрированный ретро- паровоз (работает по СБ и ВС). Протяжённость- 11,2 км. Время в пути- 29-36 мин (в зависимости от времени стоянки на разъезде). На станции Царскосельская есть депо с музеем и сувенирная лавка. На ст. Молодёжная есть столовая и здание вокзала. Дорога работает с ЧТ по ВС. Стоимость- 50 руб. детям и 200 руб.- взрослым.

Как до нас добраться?- 1) На метро до ст. "Купчино"- ст. Молодёжная. 2) Электропоезд с Витебского вокзала СПБ до ст. "Детскосельская (21 км)"- ст. Царскосельская.