Найти тему
Эрих Мария

Проблемы взрослых - родом из детства.

Маленькой Лене казалось, что уход отца из семьи - это нормально, такое происходило в большинстве знакомых ей семей. Кто-то из подруг и одноклассников рос, вообще не зная отца, у некоторых родители разводились, когда дети подрастали до 5-7 лет.

После ухода отца, от мамы частенько прилетали шлепки, ругань и другие разнообразные виды наказания. Иногда поводы были объяснимыми - случайная тройка в дневнике, пролитый суп, разбитая чашка. Но чаще бывало и просто так: "что тут сидишь с кислой рожей?"

Будучи маленьким ребенком, Лена уже научилась мастерки маскироваться и подстраиваться - улыбаться, скрывать обиду и слёзы, стараться делать так, чтобы "не бесить" маму. Ее успехи в школе, победы на олимпиадах обесценивались и принижались, мама не считала их значительными. С работой по дому дело обстояло еще сложнее - трудно было угадать, какая реакция матери последует на стирку, вымытую посуду и полы - иногда она слышала: "лентяйка, ничего не делаешь, сидишь на моей шее, когда уже ты съедешь?", но чаще всего прилетало: "строишь из себя хорошую хозяйку, хочешь показать, что ты лучше меня??"

Внешне в семье всё было в порядке - ребенок сыт, одет, ходит в школу. Что тогда творилось у маленькой Лены в голове - никого не интересовало.

В таких тяжёлых условиях она дотянула до выпускного класса, и получив аттестат, сразу переехала в другой город, где поступила в институт.

Это поступление для нее было единственной возможностью уехать из дома, она усиленно готовилась и считала дни до своего "освобождения", заранее досконально изучала условия поступления и получения общежития, копила деньги, заработанные мытьем полов в магазине. Ей казалось, что жизнь моментально изменится и наладится - она будет старательно учиться, потом найдет работу, друзей, встанет на ноги, заведет семью. Семью, в которой ребенок будет по-настоящему любимым и никогда не услышит ругани, придирок, обесценивания...

Однако, моментального преображения не случилось. Лена оставалась все тем же забитым, тревожным, неуверенным в себе ребёнком. Только некоторые преподаватели иногда хвалили усердную студентку - она схватывала знания на лету, не пропускала занятий, выполняла все задания в срок. Общение с одногруппниками давалось ей очень тяжело - она была стеснительной, не могла поддержать общий разговор, терялась, когда ее о чем-то спрашивали. Ей казалось, что ее слова незначительны и смешны, поэтому больше отмалчивалась, уходила в себя.

За ней закрепилась слава высокомерной зубрилки, которая ни с кем не общается, но четко ходит на все лекции и практические занятия.

На втором курсе она начала поиски работы. Но собеседования с потенциальными работодателями давались ей с огромным трудом - она не могла "постоять за себя" - не могла красиво рассказать о своих знаниях и навыках, терялась, когда ей задавали каверзные вопросы в рамках "стресс-интервью".

Неожиданно помощь пришла от преподавательницы, которой Лена помогала на кафедре - это был единственный человек, с кем ей удалось установить контакт. Она познакомила ее со своей бывшей ученицей, которая занималась психотерапией.

С этого момента началась долгая, монотонная и очень тяжелая их совместная работа, которая длится уже четвертый год. Лена учится "с нуля" радоваться жизни, как ребенок, проживать свои успехи, не скрывать от других свою мнимую неполноценность. У нее немного повысилась самооценка, она сумела найти интересную работу, появился небольшой круг общения.

Каждый небольшой шаг дается Лене с огромным трудом, сомнениями и слезами. Вместе с психотерапевтом они последовательно "вытаскивают" наиболее тяжелые ситуации из детства, мучительно их прорабатывают и "отпускают". Работы там еще на несколько лет.