В Советском Союзе была создана уникальная по организации система здравоохранения, не имеющая аналогов в мире! В ее основе лежал принцип – эшелонированного построения медицинских структур, где менее квалифицированные (ФАПы, здравпункты), а затем и участковые больницы поэтапно, в силу своих возможностей, начинали оказывать медицинскую помощь пострадавшим, больным окончательно или как промежуточное звено. При необходимости, больные (пострадавшие), транспортировались в ЦРБ, где объем медицинской помощи был более совершенен. В тяжелых случаях, больные направлялись в областные больницы. Это был принцип, заложенный хирургом Пироговым, во время русско-турецкой войны. Когда борьба за жизнь раненного производилась прямо с передовой, затем по этапу: ротные сан.инструкторы, батальонный мед.пункт, полковой мед.пункт, госпиталь общего профиля, и наконец, специализированный госпиталь. На протяжении своей эвакуации, раненный получал: доврачебную, врачебную, квалифицированную врачебную, и при необходимости, специализированную врачебную помощь. Многие из раненных по выздоровлению, вновь поступали на фронт. Управление медицинской службой страны было строго централизовано. Местного самоуправления не было и качество медицинской помощи, по всей стране, не страдало от экономики региона.
Положением, еще утвержденным в СССР, центральная районная больница возглавляла и координировала сеть медицинских учреждений района. Финансовые транши из области безналом поступали конкретно ей. Руководство ЦРБ в соответствии с нормативами финансировала себя и все структурные подразделения района. ЦРБ не только отвечала за эффективность медицины, но и являлась региональным центром по оказанию специализированной и более квалифицированной медицинской помощи. Лечение было доступным, бесплатным и обязательным!
Гарантией являлся паспорт гражданина СССР, но и без него никого без медицинской помощи не оставляли. Медицина была государственной! Мед.работники, в то время, по социальному статусу являлись служащими, санитарок называли нянечками (сейчас это уборщицы в клининговой компании). Такая нянечка двое суток сидела у моего изголовья после операции, а сколько я, молодой врач-хирург, в этот момент, услышал от нее ласковых, обнадеживающих слов… находясь в тяжелом состоянии.
Мы служили народу, стране, являлись сержантами и офицерами запаса. В любой момент, в случае военной угрозы и чрезвычайных обстоятельств, при внезапном поступлении большого количества пострадавших, ЛПУ, в короткий срок, должно было увеличить коечность не менее чем в три раза (своими силами и штатом), моментально переквалифицировать стационары в узко профильные госпиталя (ожоговая, травматологическая, токсикологическая, психиатрическая, неврологическая, инфекционная и т.д.), так как универсальное базовое профессиональное образование было у всех (без лицензий и сертификатов). Средства (мягкий, твердый инвентарь, транспортные средства) должны были поступить из хранилищ гражданской обороны.
Медицина была организована по принципу единоначалия и жила под девизом - «а если завтра война, а если завтра в поход…»!
Медики могли должным образом, вместе с военными коллегами, в любой момент сохранить оборону и суверенитет нашей страны.
В сегодняшнее время, государство построено на капиталистических товарно-денежных отношениях, где деньги решают все, а не как в Союзе, где кадры решали все. Государственный аппарат страны, в виде олигархов, имеющий свои финансовые активы за бугром, переселив туда свои семьи, не очень озабочен обороноспособностью страны. Жители страны – это их расходный материал. Ежегодно население убывает на 250 тысяч человек за бугор и на 250-260 тыс.человек умирает больше, чем рождается. Потеря населения в 650-700 тысяч ежегодно – их не колышет.
На западе здравоохранение – это бизнес. На нем делают деньги, но это их менталитет, их внутреннее право.
Наши «благодетели» решили «погреть» свои ручки на этом ресурсе. Ввели псевдо страховую медицину в виде ОМС, создали сертификационные и лицензионные, естественно не безвозмездные структуры. Только на содержание ОМС уходит 27% от гос.траншей на медицину, а другие «прилипалы» берут на прямую из бюджета ЛПУ. Штрафы, наложенные на ЛПУ и конкретно на врачей, за год достигают до3,2 млрд.руб., они поступают не в казну, а на премирование своих сотрудников. Зарплата главных в 10-15 раз выше, чем рядовых врачей. Сумма за платные услуги в мед.учреждениях исполнителю(ям) составляет только - 20%, остальные 80% - на специальный премиальный счет главному врачу, которым имеет право распоряжаться только он. Догадайтесь, чье благосостояние растет… Все хорошо устроены!
Перед началом лечения в поликлинике или в стационаре, пациенту предлагают подписать договор на медицинские услуги. Эти договора ничтожны, и вот почему – нет существенных условий договора:
1. Отсутствует конкретный объем оказываемых услуг, как предмет договора;
2. Отсутствует цена договора;
3. Отсутствует порядок расчетов по договору;
4. Отсутствуют обеспечительные меры по договору;
5. Отсутствует срок действия договора;
6. Отсутствуют гарантийные обязательства;
7. В договоре не учитываются сопутствующие заболевания, нуждающиеся лечения одновременно с основным. Или тогда нужны дополнения к основному договору, или отдельные договора на лечение сопутствующих заболеваний конкретно, но это не возможно, так как все мед.услуги строго откалиброваны, оцифрованы, просчитаны на лечение одной болезни, а не человека в целом.
8. В договоре есть обязательство-расписка пациента не иметь претензий, в случае неудачного исхода в лечении – эта запись ничтожна, так как гражданский договор под условием никогда не заключается. Это противоречит гражданскому кодексу.
В целом этот «бумагамарательный продукт» для суда ничтожен. В случае неблагоприятного исхода для пациента, «авторы» (виновные лица) и учреждение будут отвечать по закону в полном объеме, если это будет доказано в суде.
За рамки разработанных Министерством стандартов, врач не может выйти под угрозой финансового и дисциплинарного наказания, так как это может увеличить стоимость услуги не предусмотренной ОМС. Плановое оперативное вмешательство, как и экстренное – дорогая услуга, поэтому встречаются случаи, когда операции хирургами и гинекологами делаются без должной необходимости, так как ежемесячные финансовые планы у них повыше, чем у терапевтов! Обязательное исполнение финансового плана приводит к злоупотреблениям, припискам врачей и введению в заблуждение пациентов, ограничивает творчество и действия врача (в советское время, для работы врача никаких препятствий не было)! Так можно ли верить сегодняшнему доктору? Сомневаюсь!
В принципе, учиться на врача не обязательно: диагноз поставят МРТ, УЗИ аппараты и другие аппаратные методики обследования, а лечить придется по стандартам, оцифрованным в компьютере. Искусства врачевания нет! Есть торгашеские отношения, направленные на выполнение конкретного финансового, оцененного в рублях плана как в поликлинике, так и в стационаре. За невыполнение – штраф – разновидность «палочной» дисциплины!!!
На сегодняшний день, первичка «передовой форпост» российской медицины уничтожен напрочь (ФАПы, неотложка в поликлиниках, участковые больницы (которые переведены в отделения платного сестринского ухода), здрав.пункты, врачи в техникумах, школах, детских садах). Коечность стационаров и количество мед.работников сократили вдвое. Интенсивность нагрузки на врача и на койку в стационарах увеличилась за счет прежнего спроса и уменьшившегося предложения. К узким специалистам запись за 2-3 неделе (если они вообще есть в ЛПУ). Финансовый план, в этом случае, легко выполняется в обязательном порядке. Но доступность населения к медицинской помощи, уменьшилась пропорционально.
ЦРБ можно перевести как - ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БАЗА по продаже фиксированных откалиброванных стандартных медицинских услуг (чтоб никому не было завидно), что удобно для ОМС.
Сегодня по ТВ, в связи с пандемией (понятно кто) вещал: что все мы вместе «чуду-юду» победим, а ценность жизни нашего гражданина (даже пожилого) дороже всего. Это все бывшие лозунги Союза, которые власть неуклюже пытается реанимировать, скрывая истинные свои намерения. Свежо приданье, но верится с трудом! Если работать негде и не кому, то обычные пустые обещания, ситуацию не спасут!
Бросая в бой неоперенных, несмышленых учащихся и студентов «в пекло» - это преступление, которое даже подкреплено их юридически ничтожными добровольными расписками. Смертность среди медиков – участников неуклонно растет. На сегодня уже больше 70 специалистов. Жатва смерти еще продолжается… Эти безвозвратные потери можно считать боевыми и достойны посмертных наград за самопожертвование, за пустые обещания! Возможно, некоторые из них получили образование за свой счет. Государство не помогало. Работу соизволило предоставить по трудовому договору с нищенской зарплатой и усеченными правами. В договоре нет положений «закрывать амбразуру своей грудью». Они ни у кого ничего не брали и никому ничего не должны. Им до сих пор, начиная с 90-х, государство не возвращает пресловутый долг. Но в день «Медицинского работника», из уст руководителей страны слышат мантру, что государство в большом долгу перед медицинскими работниками… и на этом все! А долги надо возвращать, а особенно большие! А вместо этого, их ждут нищенские пенсии. ПФР безжалостно занижает трудовой стаж, не учитывает выслугу, льготы и лишает заслуженных заработанных сумм пенсий. За справедливостью в суды обращаться бесполезно, они стоят на позиции ПФР.
Сегодняшняя молодежь на 85% постигает науки платно, стараниями их родителей. Какой же надо иметь цинизм - за свои деньги тебя посылают на смерть, там, где очень опасно!
Медицина как бизнес для олигархов и чиновников, очень выгодна, но это потеря обороноспособности и суверенитета нашей страны! Катастрофическое уничтожение населения! Как быть?
Не надо смотреть на запад, так как они никогда не были нам друзьями и эталоном в экономике и здравоохранении. И во все предыдущие войны «дружной Европой», воевали против нас!
У нас есть свой путь - перевести медиков на гос.службу с соответствующим денежным довольствием, обмундированием, льготами. Это наша вторая российская национальная гвардия, которая сохраняет и внутренний и внешний суверенитет страны! Тогда, суммы довольствий будут прозрачны и справедливы. Служебные отношения – не кабальными. Воровства, злоупотреблений, откатов и «чаевых» докторам в виде денежных поборов (царское кормление) не будет. Медицинская коррупция исчезнет сама по себе. Совесть у тех, у кого она заснула, проснется. И тогда отпущенные правительством «лярды» на здравоохранение пойдут адресно, по назначению (минуя «паразита» – ОМС) - для населения и для медиков. Но я, честно сказать, сейчас в это не верю. Так как существующая ныне власть мои идеи не поддержит (да и кто я такой, не Чубайс же, не Скворцова, не Голикова?).
Однако, к платной медицине, моя статья не имеет никакого отношения, я к ней отношусь положительно. Она есть и будет как альтернативная возможность. И допускаю, более качественная, так как, учредитель не зависит от гос. бюджета. Но это уже дает человеку право выбора. Она платит налоги, создает рабочие места.
А как вы лично относитесь к сложившейся сегодняшней ситуации в
сфере здравоохранения?
Пишите в комментариях. Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.