Бескомпромиссные математики, выдающиеся кодеры, короли программирования. Именно этим провидцам мы обязаны развитию интернета. Вот матери современной информатики.
Размышляя об истории новых технологий, мы представляем себе запертых в подвалах эксцентричных мужчин. Этот образ увековечивает и народная культура. История на время забыла о выдающихся женщинах, которые вдохнули жизнь в компьютеры. И первая из них жила удивительно давно…
Программист девятнадцатого века?! Ада Лавлейс
Она была дочерью знаменитого поэта лорда Байрона и Аннабеллы Милбанке. "Она родилась из слияния своеобразных сил „: он чувствительный, охваченный эмоциями, безумный художник, она ”блестящая аристократка с пристрастием к математике". Хотя ада так и не познакомилась с отцом, она унаследовала его безумное воображение.
Ада Лавлейс считается первой программисткой.
Она была своеобразным ребенком. Болезненная, по не возрасту развитая, наделенная необыкновенной чуткостью и острым аналитическим умом. Она играла на скрипке, разрабатывала летательные аппараты, превосходила своих учителей. Будучи подростком, она подружилась с известной британской ученой Мэри Сомервилл, которая поощряла ее и подталкивала к более глубоким исследованиям. Именно благодаря ей она познакомилась с выдающимся математиком по имени отец компьютеров – Чарльз Бэббидж, именно ему она посвятила свою умственную жизнь.
К ней обращался его иконоборческий образ мыслей-она восхищалась воображением его изобретений. Воспитанная в уединении, под строгим взглядом матери, решившей сделать все, чтобы укротить любые следы поэтических наклонностей лорда Байрона, Ада чувствовала, что Бэббидж ценит ее. Как и она, он понимал, что операции с числами – самые высокие уровни математического рассуждения-имеют глубокие метафизические последствия. Эта математика сама по себе была формой поэзии.
Бэббидж начал работу над созданием аналитической машины, которая была прокомментирована в статье итальянского инженера – Л. Ф. Менабреа. Ада решила перевести текст, исправив обнаруженные в нем ошибки. В своих заметках она также создала диаграмму, которая считается первой компьютерной программой. Хотя аналитическая машина так и не была завершена, замечания Ады опередили информационную литературу почти на век. Ее именем в 80-х гг. был назван новый язык программирования.
Пионер программирования - Грейс Хоппер.
Достижения этой удивительной женщины, несомненно, заслуживают экранизации. В течение многих лет она служила в ВМС США, где получила звание контр-адмирала. Она была первой женщиной со степенью доктора философии в Йельском университете, где она преподавала после войны.
Ей было тридцать шесть лет, когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну. Все люди, связанные с ней, решили пойти на войну. Грейс чувствовала груз патриотического долга и тоже хотела пойти. Однако планам помешала большой недостаток веса-она считалась непригодной для службы.
Она поставила университету ультиматум, которого на самом деле не было: полгода на то, чтобы принять решение, или он все равно уйдет. И хотя она была слишком стара и слишком худа, и зрение у нее было такое же слабое, как у ее брата, она так и поступила. В тот день, когда бомбы упали на Перл-Харбор, перед Грейс простирался путь вполне приличной жизни среднего класса, но она не сделала по нему ни единого шага.
Грейс не была мужчиной, поэтому ее никогда не отправляли в море. Ей была назначена должность в конструкторском бюро навигационных расчетов. Однако, хотя она и не участвовала в боях, она „победила двух зверей”: начальника проекта, которому она была назначена, взрывного лейтенанта Говарда Айкена и машины, построенной IBM – Mark I. ей дали неделю, чтобы научиться программировать „зверя”.
Будучи самоучкой по своей природе, она приняла этот вызов. Она склонилась над кодовой книгой и расспрашивала двух помощников (...). Она сидела до поздней ночи, пытаясь понять конструкцию машины, анализируя план и схемы соединений Марка I. порой так и засыпала.
Во время войны и после ее окончания она усердно работала над первыми переводчиками и языками программирования, а также написала первый компилятор для UNIVAC I. Именно она распространила термин "ошибка". В Eckert-Mauchly Computer Corporation она помогала в разработке первого цифрового компьютера, предназначенного для широкого коммерческого использования.
ENIAC, то первый компьютер, сконструированный в годы войны1943-1945, который был сделан исключительно шестью женщинами, которые сегодня смело можно назвать матерями информатики: Кей Макналти, Жан Дженнингс, Бетти Снайдер, Marlyn Wescoff, Фрэн Bilas и Рут Lichterman.
Шестерка из ENIAC тренировались на бумаге, написав программы для устройства, которое они еще не видели. Когда, наконец, в декабре 1945 года им показали готовый ENIAC, они увидели мощный блок черной U-образной стали в комнате, в которой едва помещалось еще несколько предметов мебели. ( ... ) Программирование его, как убедились шестеро, не было связано с работой за столом. Женщины должны были стоять внутри ENIAC, чтобы „закрепить " любую задачу, объединив единицы в последовательности с помощью сотен кабелей и около трех тысяч переключателей.
Как оказалось, разработка компьютера и его работа - это две совершенно разные вещи. Мужчины, работающие над созданием ENIAC, имели ”несколько непринужденный " подход к программированию. Они полностью игнорировали процедуру подготовки заданий, не задумывались над тем, как будет работать машина. Эта задача выпала на команду женщин-программистов. Именно благодаря им премьерный показ, подготовленный для научного и военного сообщества, имел большой успех.
Благодаря титанической работе Бетти Джин Дженнингс и Бетти Снайдер были представлены расчеты траекторий, которые произвели ошеломляющее впечатление на гостей.
Эти шесть прекрасных дам из ENIAC, однако, были оценены только в девяностые годы, когда все программисты были удостоены награды.