В последнее время я очень сильно заинтересовался механизмами влияния музыки, её законами, изменениями, связями с общественной жизнью, с социальной, политической обстановкой, историей, даже с антропологией и образом мышления человека. Я уже начал размышлять о некоторых из этих аспектов и делиться выводами здесь. Сегодня рассмотрю еще одну тему, которая неуловимо витала в моей голове, но не могла сформироваться, пока мне на глаза не попалось видео под названием "The Death of Melody" с Билли Айлиш на обложке. В этой статье я расскажу о мелодии и её изменениях подробнее, с примерами, рассуждениями и выводами, часть из которых помогло сформулировать видео.
В настоящее время почти всю популярную музыку поразила одна проблема — отсутствие мелодии. Самое простое определение мелодии — благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство. Сложнее — ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. И есть еще ряд определений, в которых без специфичного образования не разобраться. Но, думаю, определений выше будет достаточно. Аарон Копленд — известный американский композитор — говорил, что музыка состоит из 4 компонентов: мелодии, гармонии, ритма и тональной окраски. Но на самом деле мелодия уже является самостоятельной и предполагает в себе три остальные компонента. Она изначально несет в себе гармонию, ритм (пусть даже неочевидный или свободный) и тональность (ведь мелодия на чем-то играется или поется, а инструмент или голос обладает тональностью, которая отразится на мелодии). То есть мелодия — это универсальный и необходимый компонент музыки. Так что же с ней стало?
Очевидно, что современная музыка, от попсы до классики, страдает от снижения мелодичности. Для примера, песня Леди Гаги Poker Face, там всего одна нота! Одна, Карл! Как и в песне Гвен Стефани What You Waiting For? Возьмите Тейлор Свифт — Look What You Made Me Do: 3 ноты в куплете, 2 — в бридже и отсутствие таковых в припеве. Хит Билли Айлиш Bad Guy вообще не содержит мелодии. Но это хиты, и он нравятся людям. Скорее всего дело в гипнотической повторяемости, хотя это уже другая тема. Эти песни могут нравиться, но их нельзя назвать мелодичными. Если в них и есть какие-то намеки на мелодию, то она явно не на первом месте и даже не на втором. Фишка этих песен в другом. И в этом проблема — мелодичность больше не актуальна.
Сегодня писать красивые мелодии — моветон. В приоритете цепляющий бит и крутой жирный звук. Таким песням легко подпевать, они востребованы. Но уход от мелодичности коснулся и других жанров. Так, Ганс Циммер — очень хороший композитор. Он создавал невероятные саундтреки и мелодии, которые описывали сюжет, персонажей, внутренние конфликты героев, они самостоятельно рассказывали истории. Послушайте, как точно он описал Джека Воробья в саундтреке:
Однако в конце нулевых и в десятых годах его музыка получала всё больший размах, сцены сражений становились эпичнее, а кино — масштабнее. Что лучше всего может отразить эпик и масштаб в музыке? Марш! Дитя войн и крестовых походов, в которых эмоции и истории только мешают. Из них родилась трагичная, скупая на чувства и, соответственно, ноты, музыка. "Дюнкерк", "Начало", "Интерстеллар" — они огромные и серьезные, масштабные и эпичные, поэтому в их саундтреках нет выразительных мотивов, свойственных более приземленным историям. Ирония в том, что в них очень яркие гармонии, тональности и четкие ритмы, но мелодия выглядит крайне невыразительной. И это идет на пользу фильмам, не отвлекая зрителя, но создавая необходимое напряжение. Но почему? Почему мелодичность сегодня — пережиток прошлого, и её отсутствие стало нормой? Когда мелодия вышла из моды? Вспомните саундтреки Джона Уильямса из "Звездных войн" и "Индианы Джонса", или музыку из фильмов начала и середины 20 века. Они были супер-мелодичными. Это значит, что мелодия не играет определяющую роль в музыке, и от нее стали избавляться, даже не замечая этого.
На самом деле сложно сказать, почему так произошло. Скорее всего здесь имеет место совокупность факторов, каждый из которых в той или иной мере повлиял на смерть мелодии. 50 лет назад поп-музыка еще была мелодичной (Beatles, Queen, Дасти Спрингфилд и тонна других музыкантов), а потом появились они.
ХУКИ! Музыканты осознали их силу, и создание музыки превратилось сначала в создание хуков, а затем в их многократное повторение. Яркий пример — Whole Lotta Love группы Led Zeppelin. Комбинация нот и ритма в этой песне легко запоминается и застревает в голове. И постепенно идея хуков стала главенствующей, песни стали строиться вокруг них. Развитие электронной музыки значительно ускорило этот процесс — мелодичность в минус, бит и повторение цепляющих сэмплов в плюс. Свою роль сыграли и ремиксы, которых я считаю паразитами. Они просто берут хук старой песни и многократно его повторяют под бит. В мире очень мало по-настоящему хороших ремиксов, которые по степени своей непохожести на оригинал ближе к переосмыслению, чем к гипнотической бессмысленной копии. Также мало, как электронщиков, которые смогли сохранить мелодию или стараются её не терять (мой фаворит — ZHU). И еще одна причина — развитие рэпа и хип-хопа, где акцент делается на чтении под незамысловатый повторяющийся бит, основанный на единственном хуке.
Но есть и более глобальная причина, связанная с антропологией и цифровым веком. Короткие сообщения, твиты, фаст-фуд, быстрые переводы, цифровизация всех аспектов жизни, отрывочное клиповое мышление, неспособность людей долго удерживать внимание — людям уже не нужны длинные логические цепочки, долгие истории, мелодии. Нужно что-то на один раз, быстроусвояемое, нужно мгновенное насыщение, в том числе и центра удовольствия. Всё это создает условия, при которых мелодия больше не нужна, является рудиментом, и от нее незаметно даже для самих себя избавляются. Это просто требование эпохи, закономерность, которую нельзя побороть. Мелодия утрачивает своё значение как инструмент выразительности