Найти тему

Разбираюсь, почему мелодичность больше не в моде

В последнее время я очень сильно заинтересовался механизмами влияния музыки, её законами, изменениями, связями с общественной жизнью, с социальной, политической обстановкой, историей, даже с антропологией и образом мышления человека. Я уже начал размышлять о некоторых из этих аспектов и делиться выводами здесь. Сегодня рассмотрю еще одну тему, которая неуловимо витала в моей голове, но не могла сформироваться, пока мне на глаза не попалось видео под названием "The Death of Melody" с Билли Айлиш на обложке. В этой статье я расскажу о мелодии и её изменениях подробнее, с примерами, рассуждениями и выводами, часть из которых помогло сформулировать видео.

В настоящее время почти всю популярную музыку поразила одна проблема — отсутствие мелодии. Самое простое определение мелодии — благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство. Сложнее — ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. И есть еще ряд определений, в которых без специфичного образования не разобраться. Но, думаю, определений выше будет достаточно. Аарон Копленд — известный американский композитор — говорил, что музыка состоит из 4 компонентов: мелодии, гармонии, ритма и тональной окраски. Но на самом деле мелодия уже является самостоятельной и предполагает в себе три остальные компонента. Она изначально несет в себе гармонию, ритм (пусть даже неочевидный или свободный) и тональность (ведь мелодия на чем-то играется или поется, а инструмент или голос обладает тональностью, которая отразится на мелодии). То есть мелодия — это универсальный и необходимый компонент музыки. Так что же с ней стало?

Аарон Копленд
Аарон Копленд

Очевидно, что современная музыка, от попсы до классики, страдает от снижения мелодичности. Для примера, песня Леди Гаги Poker Face, там всего одна нота! Одна, Карл! Как и в песне Гвен Стефани What You Waiting For? Возьмите Тейлор Свифт — Look What You Made Me Do: 3 ноты в куплете, 2 — в бридже и отсутствие таковых в припеве. Хит Билли Айлиш Bad Guy вообще не содержит мелодии. Но это хиты, и он нравятся людям. Скорее всего дело в гипнотической повторяемости, хотя это уже другая тема. Эти песни могут нравиться, но их нельзя назвать мелодичными. Если в них и есть какие-то намеки на мелодию, то она явно не на первом месте и даже не на втором. Фишка этих песен в другом. И в этом проблема — мелодичность больше не актуальна.

Сегодня писать красивые мелодии — моветон. В приоритете цепляющий бит и крутой жирный звук. Таким песням легко подпевать, они востребованы. Но уход от мелодичности коснулся и других жанров. Так, Ганс Циммер — очень хороший композитор. Он создавал невероятные саундтреки и мелодии, которые описывали сюжет, персонажей, внутренние конфликты героев, они самостоятельно рассказывали истории. Послушайте, как точно он описал Джека Воробья в саундтреке:

Однако в конце нулевых и в десятых годах его музыка получала всё больший размах, сцены сражений становились эпичнее, а кино — масштабнее. Что лучше всего может отразить эпик и масштаб в музыке? Марш! Дитя войн и крестовых походов, в которых эмоции и истории только мешают. Из них родилась трагичная, скупая на чувства и, соответственно, ноты, музыка. "Дюнкерк", "Начало", "Интерстеллар" — они огромные и серьезные, масштабные и эпичные, поэтому в их саундтреках нет выразительных мотивов, свойственных более приземленным историям. Ирония в том, что в них очень яркие гармонии, тональности и четкие ритмы, но мелодия выглядит крайне невыразительной. И это идет на пользу фильмам, не отвлекая зрителя, но создавая необходимое напряжение. Но почему? Почему мелодичность сегодня — пережиток прошлого, и её отсутствие стало нормой? Когда мелодия вышла из моды? Вспомните саундтреки Джона Уильямса из "Звездных войн" и "Индианы Джонса", или музыку из фильмов начала и середины 20 века. Они были супер-мелодичными. Это значит, что мелодия не играет определяющую роль в музыке, и от нее стали избавляться, даже не замечая этого.

На самом деле сложно сказать, почему так произошло. Скорее всего здесь имеет место совокупность факторов, каждый из которых в той или иной мере повлиял на смерть мелодии. 50 лет назад поп-музыка еще была мелодичной (Beatles, Queen, Дасти Спрингфилд и тонна других музыкантов), а потом появились они.

ХУКИ! Музыканты осознали их силу, и создание музыки превратилось сначала в создание хуков, а затем в их многократное повторение. Яркий пример — Whole Lotta Love группы Led Zeppelin. Комбинация нот и ритма в этой песне легко запоминается и застревает в голове. И постепенно идея хуков стала главенствующей, песни стали строиться вокруг них. Развитие электронной музыки значительно ускорило этот процесс — мелодичность в минус, бит и повторение цепляющих сэмплов в плюс. Свою роль сыграли и ремиксы, которых я считаю паразитами. Они просто берут хук старой песни и многократно его повторяют под бит. В мире очень мало по-настоящему хороших ремиксов, которые по степени своей непохожести на оригинал ближе к переосмыслению, чем к гипнотической бессмысленной копии. Также мало, как электронщиков, которые смогли сохранить мелодию или стараются её не терять (мой фаворит — ZHU). И еще одна причина — развитие рэпа и хип-хопа, где акцент делается на чтении под незамысловатый повторяющийся бит, основанный на единственном хуке.

Но есть и более глобальная причина, связанная с антропологией и цифровым веком. Короткие сообщения, твиты, фаст-фуд, быстрые переводы, цифровизация всех аспектов жизни, отрывочное клиповое мышление, неспособность людей долго удерживать внимание — людям уже не нужны длинные логические цепочки, долгие истории, мелодии. Нужно что-то на один раз, быстроусвояемое, нужно мгновенное насыщение, в том числе и центра удовольствия. Всё это создает условия, при которых мелодия больше не нужна, является рудиментом, и от нее незаметно даже для самих себя избавляются. Это просто требование эпохи, закономерность, которую нельзя побороть. Мелодия утрачивает своё значение как инструмент выразительности