Найти тему
basilius3

Первый каменный оперный театр России

Китайский снаружи театр в назначенном квадрате
строить против Зверинца: буде отыщу план, пришлю,
а буде нет, то надлежит план делать, взяв за основание
внутреннее расположение Ораниенбаумского театра".

09 сентября 1777 года, Екатерина II

Постройка Китайского театра в хронологически предшествовала работам по строительству Китайской деревни и других китайских сооружений Александровского парка Царского Села, но весь Китайский комплекс
был задуман одновременно в начале 1770-ых гг.

-2

05 февраля 1778 г. были ассигнованы средства на постройку театра,
а в июне того же года началась кладка его фундаментов и стен. Распоряжение о составлении сметы на постройку театра, по проекту
Ринальди, было получено управляющим Конторою строения Царского Села А.П. Кашкиным 28 декабря 1777 года. В этот же день Кашкин отправил статс-секретарю Екатерины II С.М. Козьмину записку,
в которой сообщал, что
Неелов для составления сметы "требует тому театру плану и наружной фасады".

-3

Работы велись интенсивно, и уже 13 июня 1779 г. на сцене нового театра "инспектор итальянской оперы" композитор Джованни Паизиелло показал Екатерине II, дипломатическому корпусу и "знатному шляхетству" оперу "Дмитрий Артаксеркс".
Спектакль был поставлен в честь графа Фалькенштейна. Успех спектакля был так велик, что 16 июня его повторили для тех же зрителей.
29 июля в театре была показана итальянская комическая опера,
а 19 августа новая опера
Паизиелло "Идол Китайский".
Спектакли продолжались летом 1780 и 1781 гг.

-4

Сцена театра была огромная и допускала постановку сложных балетов
и опер. Зрительный зал, отделанный в китайском стиле, вмещал более
350 зрителей.
Вход в театр был бесплатным и все места раздавались по чинам, более высокое положение при дворе - более почетное место, причем жены придворных и офицеров гвардии размещались в соответствии с чинами мужей. В партере никто не сидел - там можно было только стоять,
и он предназначался для лиц в скромных чинах.
В 1780 г. наспех построенный театр потребовал "переделки переломанных от осадки стен и от погод оконничных переплетов".
Он неоднократно ремонтировался и в дальнейшем.

-5

После смерти Екатерины в течение 25 лет в театре не было представлений. Они возобновились 22 июля 1821 года парадным спектаклем в день именин вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. В августе и сентябре 1830 года были исполнены несколько парадных спектаклей. В одном из них, в опере "Севильский Цирюльник", пела знаменитая в то время немецкая певица Г. Зонтаг.
Билеты в театр, кроме придворных, продавались и простой публике
в ограниченном количестве во избежании тесноты. В следующие годы также довольно часто ставили здесь немецкие и французские пьесы. Здесь, в 1892 голу, впервые в исполнении любителей, увидала свет рампы комедия графа "
Плоды просвещения".

-6

В 1902 году, здесь был представлен спектакль в честь Президента Французской республики Э. Лубэ в связи с его визитом в Россию.
Для этого вечера театр ремонтировался, в нем было устроено электрическое освещение. В 1909 году, с участием
Великого Князя Константина Константиновича, в "Высочайшем присутствии" офицерами Л-гв. Измайловского полка исполнена трагедия Ф. Шиллера "Мессинская невеста" и пьеса Э. Ростана "Принцесса Греза".

-7

Театральная жизнь окончательно прекращается в 1914 году.
В годы 1-й Мировой войны театр превратился в арену ура-патриотических выступлений, здесь исполнялись гимны государств-союзников России по империалистической войне, звучали сцены
из оперы "
Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). Здесь в концертах участвовали известные писатели и поэты. На одном из таких вечеров читал стихи Сергей Есенин.

-8

Здание Китайского театра, в отличие от других "китайских" сооружений, было очень просто по композиции и декоративному оформлению.
К основному трехъярусному массиву примыкали двухэтажные части – вестибюль и неширокие пристройки для гардеробных и артистических комнат. Окна со стрельчатыми перемычками и сложными по рисунку переплетами и в особенности кровля, живописно изогнутая
"
на китайский манер", придавала зданию черты сходства с подлинными китайскими постройками.
Ринальди предполагал расписать стены снаружи альфреско,
подобно тому, как были расписаны стены домиков
Китайской деревни.

-9

Проект Ринальди предусматривал обработку фасадных стен неглубокими нишами. Неелов упростил внешний облик театра и лишил его весьма существенных декоративных элементов. Именно поэтому здание не носило ярко выраженного "китайского" характера.
Стены были окрашены в белый цвет, декорированы пилястрами, широким белым карнизом, узкими белыми наличниками дверей и окон. Первоначально карниз был пестроокрашенным, сложного рисунка,
и исчез, видимо, при ремонтных работах ХIX начала ХХ века.
Внутренняя отделка театра была исключительно нарядной.
Зрительный зал и портал сцены, плафон украшали резные из дерева фигуры китайцев, драконы, щиты со знаками зодиака, фестоны, гирлянды, бусы из шариков и колокольчики, подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и вызолоченные.
Спирали из фольги и картона, ярко раскрашенные и увенчанные головками китайцев из папье-маше, обвивали деревянные столбы, поддерживавшие перекрытия между ярусами. В оформлении зала преобладали голубые тона.
Украшения лож были сделаны из раскрашенного картона, положенного на блестящую фольгу. Мишурная маскарадность зала как бы воссоздавала фантастический Китай XVIII века.

-10

В отделке центральной "царской ложи" и двух боковых лож у сцены были использованы подлинные китайские панно ХVII-ХVIII в.в., с написанными золотом по черному лаку пейзажами, цветами и фигурками китайцев. Ложи были обставлены китайским фарфором и мебелью.
Занавес сцены исполнил в 1779 году известный в ХVIII столетии живописец-декоратор Иосиф Крист. На занавесе была изображена панорама фантастического китайского города на берегу моря или широкой полноводной реки.

-11

Занавес был выполнен из оранжевых шелковых драпировок и расписан изображениями сцен из китайского быта.
Зрительный зал освещался золоченой бронзовой люстрой в виде чаши, украшенной живописью в китайском вкусе, колокольчиками и десятью драконами. В начале ХХ столетия люстра была заменена другой, работы Мейсенского фарфорового завода ХVIII века.
По сторонам зрительного зала имелись три фойе. Два из них, левое
и правое, появились при реконструкции здания в 1908-1909 гг.
Левое фойе находилось за большой Императорской ложей; оно было обтянуто желтым штофом и обставлено золоченой мебелью, обитой белым штофом. Правое фойе, было отделано лепкой стиля Людовика ХV.
В нем помещались зеркала, камин, громадная фарфоровая люстра, выполненные на Императорском заводе при Императоре
Николае I.

-12

До переделки Александровского дворца в 1880 году, эти зеркала
и камин украшали один из его залов. Здесь находилась золоченая мебель ХVIII века, обитая штофом, фойе было декорировано штофными занавесками. Из этого фойе был выход в небольшую аван-ложу малой
Императорской ложи. Двери из полированного ореха с фарфоровыми медальонами, также ранее находилась в Александровском дворце.
Из аван-ложи, отделанной в стиле
Людовика ХV, вела отдельная беломраморная лестница к Собственному подъезду театра.
По левую сторону от зрительного зала находилось третье большое фойе простой отделки с лепным потолком в китайском вкусе.
Обставлено фойе было черной мебелью с обивкой желтым шелком
и декорировано красными занавесками.
Среди сооружений
Китайского комплекса только Китайский театр сохранял до начала Великой Отечественной войны внутреннюю отделку
и обстановку, созданную еще в XVIII столетии, что придавало ему особую стилистическую законченность и целостность. Театр сгорел в результате обстрела города Пушкина фашистскими захватчиками 15 сентября 1941 года, в послевоенное время не восстанавливался, и сейчас представляет собой руину. Но... в 2016 году был проведён конкурс проектов по восстановлению Театра, и теперь всё зависит от выделения денежных средств на исполнение данного проекта.

-13
-14
-15
-16