Среди оживленных улиц и пересеченного пейзажа Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, ряд странных хижин выделяется на фоне индийских бутиков и красных скал.
Сооружения выглядят причудливо и эльфийско-октагонально с острыми черепичными крышами и небольшими окнами - и в наши дни они используются как складские навесы или арт-студии. Некоторые из них были переоборудованы в автобусные остановки, а одна - в кафе. Но какими бы причудливыми они ни были, хижины также являются любопытными реликвиями истории медицины: В них когда-то размещались выздоравливающие больные туберкулезом.
История Колорадо-Спрингс тесно связана с туберкулезом. Одно из самых смертельных заболеваний в США на рубеже 20-го века - туберкулез - это бактериальное заболевание, которое поражает легкие и вызывает продолжительный кашель, а также лихорадку и озноб. Его называли потреблением в связи с тяжелой потерей веса и физическим ухудшением - болезнь, казалось, буквально потребляла их. Не было никакого лечения до разработки антибиотиков в 1940-х годах. Потому что свежий, сухой воздух, как считалось, мог высушить влагу в легких пациентов и сделать дыхание менее трудоспособным, многие страдальцы искали лечения в высоких, засушливых климатических условиях, как Колорадо-Спрингс.
Город был основан в 1871 году генералом Уильямом Джексоном Палмером, героем Гражданской войны и железнодорожным магнатом, который надеялся соблазнить жителей живописной красотой региона. Колорадо-Спрингс, получивший прозвище "Город солнца", также был продан как курорт из-за его большой высоты над уровнем моря, источников минеральной воды и обильного солнечного света. Реклама Торговой палаты Колорадо-Спрингс способствовала распространению информации, утверждая, что воздух "на 100 процентов асептический" и свободен от микробов, которые в противном случае могли бы скрываться в душных городах.
Люди, ищущие лечение от туберкулеза, начали приезжать в Колорадо-Спрингс в 1870-х годах, чтобы отдохнуть и восстановиться - или, к сожалению, умереть. В 1890-х годах новые туберкулезные санатории привезли в регион десятки тысяч человек. Лия Дэвис Уиджроу (Leah Davis Witherow), хранитель истории в Музее пионеров штата Колорадо-Спрингс, пишет, что "к 1900 году приблизительно 20 000 ищущих здоровья эмигрировали на юго-запад каждый год", при этом треть жителей штата Колорадо приезжают в штат "в поисках лекарства для себя или близкого члена семьи" [PDF].
Многие из восстановившихся остались и начали новую жизнь в Колорадо-Спрингс, поэтому бум населения города в значительной степени объясняется туберкулезом. "Многие люди просто появлялись в Колорадо-Спрингс в надежде получить лечение или восстановиться самостоятельно", - рассказывает Мэтт Мэйберри, директор Музея пионеров штата Колорадо-Спрингс, "Психическая нить". "Туберкулез был нашей первой крупной промышленностью в Колорадо Спрингс. На самом деле мы были всего лишь курортным городом, но туберкулез стал главной движущей силой нашей экономики примерно с 1880-х годов и до после Второй мировой войны".
КРОШЕЧНЫЕ ПАЛАТКИ И СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ
В расцвете усилий по лечению туберкулеза в 1917 году более десятка санаториев усеяли область, каждый из которых сопровождался рядом противотуберкулезных избушек. В таких крупных санаториях, как "Современные лесники Америки", которые бесплатно лечили членов братского общества помощи, насчитывалось более 200 пациентов.
Каждый инвалид жил в своей собственной хижине (официально называемой "Санитарной палаткой Гардинера"), спроектированной Чарльзом Фоксом Гардинером и вдохновленной вигвамером, который построен для усиления воздушного потока. Сделанные из дерева или холста, хижины были открыты в верхней части и имели несколько отверстий вокруг основания для свежего воздуха. Каждая хижина была нагрета паром и включала в себя кровать, шкаф, стулья, умывальник и электрическое освещение.
"Туберкулезные хижины" были тем, что мы могли бы представить сегодня как крошечные домики. В каждом из них был один пациент. Цель хижины заключалась в том, чтобы держать пациентов в изоляции и помогать им научиться не распространять болезнь", - говорит Мэйберри.
Помимо самоизоляции, часть лечения на открытом воздухе требовала, чтобы пациенты сидели на улице на паровых стульях по шесть-восемь часов в день - даже зимой. Вентиляция считалась необходимой для выздоровления, так как она предотвращала подвешивание микробов на воздухе. В некоторых лечебных учреждениях даже запрещалось разговаривать во время отдыха. Считалось, что сухой воздух помогает высушить влагу из легких. Также популярной была гелиотерапия; пациентам предписывалось длительное пребывание на солнце. Хотя сегодня мало что известно о том, что загорание на солнце помогает страдающим, считалось, что длительное пребывание на солнце поможет убить бактерии, вызывающие туберкулез.