Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным. — Виктор Папанек (о рекламе).
Виктор Папанек - знаменитый американский дизайнер с чешскими корнями, ученик Фрэнка Ллойда Райта и автор работ на тему дизайна, в частности нашумевшей книги "Дизайн для реального мира".
Во все времена в мире существовали люди, для которых к роскошные украшения интерьеров были не по карману. Да и сегодня разные виды искусства, в том числе и дизайн, доступны далеко не всякому. Об этом говорил Папанек в своих теоретических работах. Это же пропагандировал он, создавая дешевые и максимально полезные штуки: собирающуюся за 30 секунд мебель, самосборные персональную зону отдыха и жилую ячейку, эргономичный настенный органайзер инструментов.
Виктор Папанек преподавал своим студентом важное правило "одной десятой", по которому каждый дизайнер, даже работая над различными проектами грандиозного масштаба и астрономических бюджетов, 1/10 своего рабочего времени должен бескорыстно отводить под создание и реализацию проектов для тех, кто нуждается в повышении качества жизни, но не может себе этого позволить. Бывало, что автор переосмысливал свои проекты в сторону доступности и простоты производства:
В историю он вошел не только благодаря своей книге и проектам эргономичного обустройства жилых зон. Мировую известность и даже некоторую скандальность ему принесло создание радиоприемника в жестяной банке для стран третьего мира.
После этого Папанека в узких профессиональных кругах прозвали "дизайнером мусорных бачков", что ничуть его не смущало. Эту историю он с иронией описывает в предисловии ко второму изданию вышеуказанно книги, упоминая многие идеалистические инициативы, которые сейчас вдохновляют дизайнеров, экологов, инженеров. Тогда его идеи назвали «идиосинкразическими видениями курильщика опиума» и бойкотировали его членство в проф. ассоциации дизайнеров США и участие в международных выставках вместе с ними.
Дизайн, по мнению Папанека, это средство для улучшения качества жизни минимальными затратами. Ничего не напоминает? Уверена, многие отлично знают, философия какого бренда придерживается тех же установок. Конечно, это IKEA. В 1989 году Виктор Папанек получил IKEA Foundation International Award, ведь именно под влиянием его убеждений компания направила силы на поиски универсальных, экологичных, социально-доступных решений, которые оценит большинство людей во всем мире. Цитаты Папанека на долгие годы вошли в концепцию бренда и до сих пор используются для его позиционирования.
Не на правах рекламы: при подготовке материала обратилась на сайт IKEA чтобы посмотреть, насколько кампания следует заветам одного из избранных ею идеологов Виктора Папанека сегодня. Так вот, меня порадовала новая опция на сайте фирмы, которая говорит о полной социальной ориентированности бренда при внедрении новшеств:
К тому же, многое предлагается сделать не выходя из дома, что сегодня крайне актуально!