Сегодня, когда все заинтересованные стороны ищут варианты спасения туристской отрасли, из фокуса туристской общественности выпала созданная в рамках законодательной инициативы восьмилетней давности Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», чьей уставной задачей является «оказание экстренной помощи туристам в случае неисполнения туроператором обязательств … в части неоказания туристу услуг по перевозке и (или) размещению полностью или частично».
Между тем именно с работой института финансовых гарантий туроператорской деятельности связан ряд вопросов – адресных и риторических, ответы на которые интересуют участников рынка.
Вопрос 1.
Почему задолженность перед туристами за отменённые и несостоявшиеся поездки нельзя погасить из фондов, сформированных при «Турпомощи»?
Год назад, в апреле 2019 года, на общем собрании членов ассоциации «Турпомощь» были озвучены данные о наполнении формируемых ассоциацией фондов. Размер Резервного фонда на тот момент составлял 403.265.966, 55 рублей, Фонда персональной ответственности (ФПО) – 1.303.909.909,47 рублей.
Резервный фонд предназначен для проведения мероприятий «Турпомощи», таких как эвакуация на Родину туристов, застрявших по причине банкротства туроператоров, ФПО – для компенсации несостоявшихся или отменённых туров туристам в случае банкротства конкретного туроператора. Совокупный объём резервов профессионального объединения туроператоров в 2019 году достиг отметки в 1,7 миллиарда рублей.
В то же время, согласно экспертным оценкам, размер обязательств туроператоров по отменённым и несостоявшимся турам практически на два порядка превышает объём средств, аккумулированных «Турпомощью».
Так, в коллективном обращении федеральных туроператоров к министру экономического развития РФ Максиму Решетникову, сообщается, что «сумма оплаченная туристами турбизнесу … может составлять порядка 80-90 миллиардов рублей», то есть в 60-70 раз превосходит возможности ФПО.
Иначе говоря, совокупный размер ФПО «Турпомощи» составляет порядка 1,5% от общего размера потенциальных претензий туристов к туроператорам.
В соответствии с внесёнными в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» поправками, туроператоры получили право «распечатать кубышку», но большинство из них (по оценке отраслевых СМИ до 95%) не воспользовались предоставленной возможностью.
Причин тому несколько. Помимо невозможности удовлетворить в достаточном объёме требования большинства туристов за счёт ФПО, начало выплат компенсаций туристам из фонда будет означать для оператора отмену льгот по обязательным ежеквартальным взносам в ФПО. Дело в том, что, согласно решению Правительства РФ, доступ туроператоров к сформированным фондам возможен только при условии их пополнения в текущем режиме.
Кроме того, определённая Правительством РФ процедура выплаты компенсаций туристам из ФПО такова, что на получение реальных денег турист может рассчитывать в лучшем случае в конце текущего года. В то время, как реализация прав на несостоявшиеся и отменённые поездки туристов, в случае их согласованного переноса, возможна уже к началу осеннего сезона.
И, тем не менее, при анализе правоприменительной практики федеральных властей возникает новая серия вопросов.
Вопрос 2. Риторический
Почему правительством возможность использования собственных средств туроператоров из ФПО была жёстко обусловлена обязательством одномоментного пополнения фонда? Не было бы логичным в условиях, когда новые продажи остановлены практически на 100%, т.е. при фактическом параличе отрасли, отложить обязательства туроператоров по наполнению ФПО до возобновления полноценной операторской деятельности?
При том, что механизм финансовых гарантий (ФГ), задумывавшийся как антикризисный, в условиях реального кризиса очевидно дал сбой, не настало ли время для оценки его эффективности с последующей заменой? Отсюда возникает следующий вопрос:
Вопрос 3. Не следует ли радикально пересмотреть всю систему финансовых гарантий, включая переход к страхованию каждого реализованного пакетного тура, на чём в своё время настаивали региональные туристские ассоциации?
Фиксированные страховые отчисления с каждого реализованного турпакета позволят страховать именно реальные, а не декларативные объёмы турпотока. При этом риски страховых компаний не будут запредельными, так как число туристов, пострадавших при банкротствах туроператоров, даже в кризисные годы было относительно не высоким в отношении к общим объёмам выездного турпотока. Стоит вспомнить, что число пострадавших от одного из последних громких банкротств - туроператора «Жемчужная река» - оценивалось от 5.000 (самим туроператором) до 15.000 (РСТ) человек, что составило порядка 0,01% (одной сотой процента !) от общего числа российских туристов, выехавших за рубеж в 2018 году.
При страховании каждого проданного турпакета фингарантии в их сегодняшнем виде станут не нужны, поскольку отпадёт необходимость формирования резервных и иных страховочных фондов непосредственно туроператорами. Эти функции перейдут к страховым компаниям, которые объективно будут заинтересованы в нём, поскольку получат возможность снимать фиксированный процент со всего пакетного туризма в России.
При этом не стоит опасаться, что обязательный страховой сбор, заменяющий фингарантии, станет дополнительным налогом на туристский продукт. Дело в том, что и сейчас формирование фондов «Турпомощи» фактически является налогом на турпродукт: ФПО - прямым, а резервного - дифференцированным.
И в заключение ещё один вопрос, выходящий за рамки сегодняшней тематики. Надеюсь, не риторический.
Вопрос 5. Насколько объективно отраслевой закон, принятый в прошлом веке, соответствует реалиям сегодняшнего дня, даже на уровне понятийного аппарата, описывающего субъектов отрасли и их взаимодействие? И не настало ли время его коренного пересмотра?
Полную версию текста читайте по ссылке.
Фото: zen.yandex.ee
Вам интересны актуальные новости, аналитические обзоры и экскурсы в историю туристского рынка восточной России?
Подписывайтесь на наш канал!
Статья была полезной? Ставьте лайк!