Уже сейчас, в разгар пандемии коронавируса, экономисты, политологи и философы пытаются рассмотреть контуры нового мира — того, который возникнет после победы над болезнью. Футурологи считают, что происходящее сейчас может привести к перезагрузке человечества.
Но процесс будет идти неровно: да, общество потянется к объединению, но и уединение может стать новой социальной нормой, а уход в собственный кокон — проверенной в условиях самоизоляции психотерапией.
«То, что мы сейчас переживаем, — это потрясающий социальный эксперимент, — считает социолог Анна Очкина. — Огромное поле для исследований! Определенно, пандемия приведет к взрослению мирового общества: до этого мы были очень атомизированными, разрозненными, а теперь будем задумываться об общем. Россиянам придется непросто — мы живучие, креативные, но солидарность у нас не в чести.
Я думаю, люди должны помудреть: будет востребован аналитический контент в Сети — видео, программы. У человечества появилось и время, и потребность думать, размышлять, пытаться понять. Кто-то разозлится, кто-то станет искать способы, как не допустить повторения произошедшего. Движение взаимопомощи будет набирать обороты — те структуры, которые к ней склонны, получат больше общественного авторитета. Некоммерческие организации упрочатся, наберут новых людей и привлекут больше внимания к себе»
Образование
Нынешние условия подхлестнут освоение дистанционных техник обучения. И если раньше позволить себе выпускать основательные онлайн-курсы могли лишь элитарные вузы, то вскоре это станет частью учебного процесса для любого университета. Учителя школ тоже все освоят — у них нет другого выхода. А родители поймут, что личный компьютер для ребенка — это не блажь, а необходимость.
При этом поменяется структура подачи материала: уже сейчас преподаватели осознали, что в онлайне полуторачасовые офлайн-лекции неэффективны. Нужно придумывать новые формы — записывать дробные видео, вставлять интерактив. Так что древняя система «класс — лекция — домашнее задание — экзамен» рано или поздно разрушится. Но и компонент с физическим присутствием в образовании останется, считают эксперты: в виде воркшопов и интенсивов по разным темам. Такой более осознанный подход сократит время обучения в вузе до 2 — 3 лет, при этом арсенал умений для хорошего старта в профессии лишь обогатится. Конкуренция между учебными заведениями вырастет, и даже небольшие региональные вузы, освоившие новые платформы, смогут конкурировать с очень крупными коллегами.
Работа
Сейчас работать удаленно попробуют все — и те, кто это умел, и те, кто считал, что в их отрасли такой вариант неэффективен. В итоге многие обнаружат, что ничего страшного в удаленной работе нет. Руководители поймут, что нет смысла платить за офис и покупать сотрудникам оргтехнику. Это хорошая новость для фрилансеров и специалистов из провинции.
Не стоит забывать и вот о чем. Наученные потрясениями, люди захотят максимально уменьшить риски — сократить время в пути на работу / с работы, снизить количество ненужных встреч (звонков) до минимума, иметь доступ к лучшим людям независимо от локации. Но сведение на нет общения грозит стрессом, ощущением отчужденности. Так что для многих оптимальным станет некий гибрид из работы дома, в офисе и любимых локаций, на которые можно переключиться.
Перестанем ли мы пожимать друг другу руки при встречах в коллективе? Возможно, да. Это надолго засядет в подкорке как символ заботы о себе и окружающих…
Досуг
Футурологи пишут о том, что дистанцирование станет трендом ближайших лет. Конечно, люди опять пойдут в кафе и бары, но будут пристальнее следить за соблюдением личных границ, санитарными условиями, чистотой посуды. Дезинфекторы так и останутся на столах в ресторанах. Возможно, люди станут чаще готовить еду дома, чтобы не рисковать в общественных пространствах.
Дальше — больше. И до кризиса торговые центры ощутили падение спроса — внимание на себя оттянули интернет-магазины. Теперь же они будут вынуждены изобретать новые формы взаимодействия с покупателями — например, чтобы снизить количество физических прикосновений. Сейчас крупные бренды уже инвестируют в виртуальные примерочные. Впрочем, для этого уже абсолютно необязательно посещать торговые центры.
В музеях, считают прогнозисты, разумно внедрить ограничение на одновременное посещение, в театрах и кино — сделать большие пространства между креслами. Да, это повлияет на заполняемость, но зато вернет людей в залы. Будут и те, кто вовсе перестанет туда ходить, переключившись на уже привычный онлайн-стриминг. Могут вернуться автомобильные кинотеатры под открытым небом, популярные некогда в США.
Иммунитет
Медицинская наука давно оперирует понятием «болезни высокой чистоты». Наш организм, приходя в этот мир, готов к тому, чтобы ежечасно контактировать с миллиардами бактерий и вирусов. Но, поскольку вокруг мыло и дезинфицирующие средства, наш иммунитет не может в полном объеме делать то, что ему положено. И начинает реагировать на то, на что в обычных условиях не реагировал.
В этом — главная причина огромного количества аллергических заболеваний. И именно к ним, по оценкам экспертов от медицины, может привести повальное применение дезсредств. Не исключено, что это все мы будем расхлебывать еще долгие годы, даже если уже забудем о коронавирусе.
Семейная жизнь
«Сейчас активизируются наши старые исторические страхи, — считает психолог Алена Власова. — Массовые закупки соли, гречки, туалетной бумаги — это эхо еще Великой Отечественной войны. Сейчас мы не переживаем свою историю массовой травматизации, она прячется, но, как семейный секрет, передается следующим поколениям.
С другой стороны, в общественном сознании присутствует большая тревога, люди стараются держаться ближе к родным — и физически (многие уехали «карантинить» с близкими), и в целом — оживляя старые контакты. Онлайн-общение на самоизоляции освоили даже пожилые люди, и эти технологии будут еще сильнее входить в жизнь. Да и в целом звонки родителям, общение с детьми станут не обязанностью, а потребностью. У этого явления есть минус — в будущем это может усилить разделение "свой — чужой», и следующие поколения будут вырастать в более закрытой атмосфере.
Когда ресурсов меньше, мы начинаем выбирать, с кем их делить. Нельзя закрывать глаза и на то, что в условиях самоизоляции семьи переживают внешние социальные стрессы и следует всплеск домашнего насилия. Оно всегда процветает в закрытых системах, а сейчас мы все закрыты и жертве некуда бежать — это развязывает руки агрессорам.
Ударяет по психике и резкое изменение привычного уклада жизни, неопределенность, страх за здоровье и финансовое положение. Многие уже без работы и не уверены, что найдут ее после пандемии. Все это порождает чувство бессилия, особенно у мужчин, которые в нашей все еще патриархальной стране стремятся к главенствующей роли. Сильный пол тяжело расстается с ролью добытчика. А если не получилось — тянется к алкоголю.
Неминуемо на выходе из кризиса мы столкнемся со всплеском разводов. Естественно, часть из них будут бурными, и лет через 10—15 мы получим поколение детей, которые будут бояться (и не уметь) строить отношения — совсем как дети лихих девяностых…
В условиях самоизоляции от нас ушли маленькие радости. Поэтому, когда пандемия закончится, у многих усилится ощущение вкуса жизни, мы станем больше радоваться людям и мелочам. Многие начнут внимательнее относиться к своему здоровью, и психическому в том числе: из-за того что человек не уделял ему должного внимания, и начались все эти срывы…»
Мода
Звучат в Сети даже модные пророчества. Эксперты анализируют то, что было: после Первой мировой войны в США начались «ревущие» двадцатые — и джазом, и безудержным весельем. «Жить как в последний день» стали и после Великой депрессии: тридцатые явили миру стиль голливудского гламура, роскошь как надежду.
В 2008-м же, когда мировую экономику снова сильно качнуло, реакция моды была противоположной — лейблы и стразы сменил интеллектуальный минимализм. Вполне вероятно, и мы скоро увидим что-то подобное.
«Самоизоляция — отличный повод перебрать шкафы и оставить лишь самое-самое, а ограниченность в средствах и туманность перспектив диктуют необходимость разумного потребления, — добавляет Анна Очкина. — В развитых странах это уже стало трендом. Нынешний кризис может подтолкнуть людей снизить обороты потребления. Возможно, разовьются такие сферы, как секонд-хэнд, винтаж, прокат одежды (не только свадебных платьев).
Думаю, будет также взят курс на удобство: в четырех стенах нет необходимости работать над имиджем. Скорее всего, одежда, не требующая усилий — околоспортивные костюмы, кроссовки и леггинсы, — станет во главу угла грядущих модных сезонов. Не исключено также, что закрытие границ и невозможность (пока) путешествий по миру вернут интерес к национальным мотивам в пику глобализационным трендам».
Автор: Ксения Ивановская
Если вам понравился материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях с помощью кнопок внизу. Также не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии. Для нас это важно ;)
Подписывайтесь на наш канал.