Кейт Уинслет и Розамунд Пайк входят в звездный состав озвучки в новой телевизионной адаптации Муми-троллей. Почему бегемоты Туве Янссон так привлекательны для публики?
На улице минус 15 градусов и заснеженная, но необычайно расслабленная и гостеприимная атмосфера внутри грандиозного здания на углу Сенатской площади в Хельсинки, где проходил предварительный просмотр долгожданной телевизионной анимации "Долина муми-троллей" в 2019 году. Он стал самым дорогим в истории финского телевидения сериалом такого рода, в его создателях числится отмеченный премией Оскар режиссер Стив Бокс ("Уоллес и Громит") и исполнительный продюсер Марика Макарофф, стоявшая за мрачной документалкой "Мост" (спойлер: в "Долине муми-троллей" все гораздо солнечнее).
В этот вечер ни у кого не осталось сомнений по поводу центрального места в финской культуре муми-троллей Туве Янссон, так как вице-президент, сжимая две кружки с изображением персонажей, рассказывает зрителям, что они - "фирменные драгоценности Финляндии". "Муми-тролли - это религия", - соглашается сценарист Марк Хакерби, который писал сценарий для мультфильма вместе с его давним партнером по перу Ником Остлером. Этот дуэт, удостоенный наград, ранее работал над Кроликом Питером, "Предвестниками бури" и "Опаснми мышонком", но ничто не подготовило их к трудной задаче - воскресить любимую семью муми-троллей Янссон.
Кейт Уинслет оказалась задействована в работе благодаря своей любви к персонажам Янссон. Розамунд Пайк была приглашена в каст, даже несмотря на сложившее ампула этакой холодной девушки из "Бонда" или "Исчезнувшей", а в Уилл Селф стал голос для придурковатого философа Ондатры.
После смерти Янссон в 2001 году возродился интерес к ее творчеству, включая переиздания книг о муми-троллях, а также началась публикация ее менее известной художественной литературы для взрослых. Кульминацией интереса к ее персоне стали выставки и биография в 2014 году, приуроченные к столетию со дня рождения Янссон. Среди поклонников ее литературы - Али Смит, Шейла Хети и Джанетт Уинтерсон; Терри Пратчетт назвал Янссон "одним из величайших детских писателей, когда-либо существовавших", а Филип Пуллман считает, что она должна была быть удостоена Нобелевской премии в области литературы. Детский писатель Фрэнк Коттрелл-Бойс подводит итог: "Я рос в большом жилом комплексе в пригороде Ливерпуля, с рабочим классом, и каким-то образом оказалось, что эта богемная финская лесбиянка из высшего среднего класса, говорила со мной на одном языке, будто напрямую".
Но разговаривает ли Янссон с поколением Свинки Пеппы на одном языке - это уже другое дело. Как и многие популярные персонажи - Паддингтон, Винни-Пух, кролик Миффи - муми-тролли, возможно, чаще встречаются на кружке или чайном полотенце, чем обложке книг, что стоят дома. И, судя по прошлогодним дизайнерским кашемировым джемперам и новой весенней коллекции от Uniqlo (муми-тролли пользуются огромной популярностью в Японии), персонажи Янссон не проявляют никаких признаков выхода из моды. Надеемся, что телевизионная адаптация - с участием таких артистов, как Alma, First Aid Kit и MØ на саундтреке, а также современные технологии CGI - привлечет новую аудиторию. Удивительно, но каждый четвертый житель Финляндии посмотрел первый эпизод мультсериала под названием "Мом маленькие переезды", когда он вышел в эфир в начале того года.
Как и многие британцы, выросшие в 80-х годах, Хакерби и Остлер были знакомы с муми-троллями только по культовому мультфильму. "Перед созданием нового фильма к нам прибыла эта массивная коробка из Финляндии, - вспоминает Хакерби. - Там были романы, плюс комиксы, плюс биография Туве, плюс рассказы и другие вещи, которые она написала".
Краткое ознакомление с материалом, объясняет Остлер, нужно было для того, чтобы "создать аутентичную адаптацию девяти романов", хотя они были свободны в выборе сюжета и могла брать "кусочки из разных историй". "Янссон пересказывала свои истории в разных форматах на протяжении многих лет. И это очень помогает, если вы адаптируете что-то. Потому что это заставляет вас чувствовать себя лучше, когда вы вносите свои изменения".
"Ночь Морры", эпизод, который люди смотрели на той премьере, имеет все элементы классической муми-истории, не будучи верным при этом ни одному сюжету в точности. Муми-папа предлагает отправиться в один из своих вольнодухновенных походов, и Муми-мама радостно соглашается: "Твой отец решил вести жизнь в дикой природе... снова! Но не волнуйся, я уверена, что мы вернемся домой к утру". Она упаковывает его любимые подушки, на всякий случай. А Муми-тролль, обычно храбрый маленький персонаж, в этой серии преодолевает свои тревоги, столкнувшись с печально известной Моррой, таинственной серой тенью, которая замораживает все на своем пути.
По мнению американской писательницы и эксперта по детской фантастике Элисон Лурье, это стало репрезентацией наших собственных страхов, "своего рода ходячим проявлением скандинавской мрачности". "Это то, что люди помнят с детства, - говорит Хакерби. - Из-за Морры мне снились кошмары в детстве". Но даже здесь она может сопереживать казалось бы отрицательному персонажу: "Полагаю, она просто ищет немного тепла в своей жизни.
Заканчивается серия мудростью от Муми-тролля: "Единственное, чего действительно нужно бояться, так это самого страха".