Парусный туризм является видом спортивного туризма. Парусный туризм — это вид сплава самодеятельного туризма и тех-го творчества с парусным делом. Парусный туризм довольно сложный комплекс, включающий в себя не только само плавание под парусом, но и соответствующие разделы кораблестроения. Они связанные в парусном туризме с разработкой, постройкой и испытаниями необходимых парусных судов, а также с исследованием вопросов связи моря, парусной лодки и самого человека. Парусный туризм - это вид туризма для инициативных людей, которые ради достижения собственного интересов готовы трудиться за счет своих сил и средств. Среди различных видов туризма есть такие, занятие которые ставят своей главной задачей не победу над другими людьми и даже не усовершенствование своих физ-их навыков, а близкое общение со стихиями естественных природных сил. К таким видам спорта относится парусный туризм. Парусный туризм поистине занимает особое положение, среди видов спортивного туризма, поскольку предоставляет человеку возможность общения сразу с несколькими природными стихиями: водным простором и воздушным океаном. Парусный туризм, пожалуй, единственный вид туризма, для которого погодный фактор являются не побочным обстоятельствам, а необходимым условием для успешной деятельности. Когда в небе ничего не происходит, то и на море - штиль, а парусные суда стоят без дела в ожидании изменения погоды. Парусный туризм и его основные типы судов Парусный туризм имеет очень большую историю в судостроении (естественно в своей нищи). По сути, парусный туризм появился сразу, как изобрели первую лодку, так как дух соперничества присущ человечеству. Вот маленькая часть типов судов, которые можно отнести к парусному туризму: Байдарка — это первые туристическое судно, на которой в массовом порядке стали применять парус. Именно при помощью таких судов, обычно это метод проб и ошибок, были определены особенности малых парусников. Отрабатывались главные тех. решения, испытывались новые типы парусов и силовые схемы. До сегодняшнего дня парусные байдарки являются основой туристического парусного флота, так же параллельно развиваются разнообразные типы парусных байдарок. Яхта (в приводе с голландского - гнать, преследовать) – это судно с водоизмещением до 3000 кг, использующееся для спорт, или туристических целей. Прогулки на воде уже издревле составляли забаву народов, у которых развивалось мореходство. Правители и богатые люди Римской империи создавали себе большие галеры, с богатой отделкой, для развлекательных поездок. В периоды могущества Венецианской республики водной спорт был поставлен на широкую ногу. В то время уже проходили состязания на скорость хода увеселительных судов (regatta), с награждением призами быстрых из судов. Яхты делятся на 3 категории: - парусные - с двигателями - гребные гоночные суда Морские парусные яхты изначально представляли собой не очень большие мореходные суда, с косыми парусами, которыми можно было управлять небольшим экипажем. С течением времени формы корпусов этих яхт изменились, что придало скорости судам. Ял (в переводе с голландского - jol) – не очень большая, короткая и широкая гребно-парусная судовая шлюпка с транцевой кормой. В зависимости от количества вёсел, которых может иметь на судно (от двух до восьми), ялы называют: 2-ми, 4-ми, 6-ми и 8-ми и т.п. Конструкция яла сформировывалась в конце пятнадцатого века. Это было небольшое парусно-гребное судно для связи между кораблями и берегом. Такие суда применялись для спасательных нужд, небольших буксировочных и погрузочных работ. Примером на Руси был известный бот «Фортуна» в эпоху Петра I.. Окончательно ял как судно парусного туризма сформировался в девятнадцатом веке. Парус ялов одномачтовый, рейковый. На яле-двойке парусов нет. Ялы также применяются в гребном спорте. Парусный туризм и паруса Парусный туризм подразумевает путешествия по различным водным просторам. Для управлением судном потребуются права яхтенного рулевого. Чаще всего парус используют в качестве вспомогательного движителя, в основном это происходит при попутном ветре. Применяемое для гребных лодок и байдарок парус должен быть простым, удобным и безопасным в использовании. По различным типам они бывают: прямые, шпринтовые и рейковые. Рекомендуемые величины парусов в зависимости от размеров судна: 1. байдарки — парус д о двух квадратных метров, мачта (макс. высота) два с половиной метра 2. лодки трехместные — парус до двух с половиной квадратных метров, мачта три метра 3. лодки пятиместные — парус до трех с половиной метров, мачта три с половиной метра Парус обязан легко опускаться и подниматься. Крепить парус к мачте накрепко нельзя. Применять парус можно только при умеренном и слабом ветре. Материал парусов - это легкие материалы типа перкаля или бязи, а из обиходных вещей (например, простыни) изготавливают шпринты. Парусный туризм и экипировка настоящего «морского волка» Парусный туризм, как и любой вид туризма, требует к себе особое внимание. Одежду яхтсмена по праву можно наречь экипировкой. В зависимости от ситуаций, она обязана обогреть, не дать промокнуть или замерзнуть от «соленых» ветров. Вся экипировка разнится по степени водонепроницаемости и может выдерживать до двадцать тысяч миллиметров водяного столба, а это значит, что в такой экипировке вы не «промочите ноги» даже при шторме. Одеваются настоящие яхтсмены по принципу многослойной «капусты»: - Первый слой служит для удерживания тепла и вывода лишней влаги — в основном это термобелье - Второй слой — это изолирующий, флис или шерстяная одежда - Третий слой — это защитный, бережет от внешних факторов и дает телу полноценно дышать В зависимости от погодных условий, кол-во слоев меняется. В теплые летние дни на прибрежной прогулке будет достаточно шортов и футболки. Экипировка туриста будет неполной без специальной обуви и специальных перчаток с шапкой. Обувь — это главное в парусном туризме. Выбирается она без каблуков, чтобы не скользила при ходьбе по палубе. Головной убор также выбирают в зависимости от погодных условий: бейсболка и очки, либо это теплая шапка. Если вы в нужной одежде, то и парусный туризм будет комфортным. Парусный туризм – это вид туризма для настоящих «морских волков»!
Насртдинов Айгиз Радикович