Начиная с iPad и заканчивая тонкими пластинами, домашние компьютеры (в той или иной форме) сегодня стали обычным явлением. Но когда мы впервые применили эту технологию? Том Лин, автор книги «Электронные мечты: как в 1980-х годах Британия научилась любить компьютер», исследует…
В начале 1980-х компьютеры впервые вторглись в британские дома - волна дешевых и футуристических устройств, которые позволили миллионам людей самим узнать, что такое компьютер. Эти фантастические машины, такие как Sinclair ZX Spectrum, Acorn Electron и Commodore 64, обещали впервые сделать компьютеры удобными для пользователей. От них ожидали, что они откроют чудеса информационных технологий массам и приведут к революции в домах, школах и на рабочих местах. Но в какой степени сбылись электронные мечты, на которых эти машины продавались? Какое влияние оказали домашние компьютеры на нашу жизнь в 1980-х годах?
Вероятно, самое большое изменение, произошедшее в 1980-х годах, было связано с тем, как люди думали о компьютерах. Исторически они были механизмами обработки данных для ученых и крупных организаций; полный дорогой электроники. Они были редки - большинство людей никогда бы не увидели компьютер в реальной жизни, и даже в большой организации может быть только один компьютер. И они были гигантскими, потому что их схема была построена из тысяч громоздких электронных компонентов, таких как клапаны и транзисторы. Само понятие наличия одного из этих гигантских «электронных мозгов» в вашем доме было предметом научной фантастики - вплоть до разработки миниатюрной микроэлектроники в 1970-х годах.
Неуклонно совершенствуя технологию, ученые сжимали все большую мощность компьютера на все меньших электронных компонентах, достигая точки, когда все схемы, необходимые для создания компьютера, можно было удерживать всего на нескольких крошечных микросхемах.
В середине 1970-х годов любители электроники начали собирать микросхемы для создания первых персональных компьютеров. Эти ручные хитрости были хороши лишь для того, чтобы позволить энтузиастам возиться с решением логических головоломок, но они были началом. К концу десятилетия для тех, кто обладает навыками пайки для их сборки, был доступен ряд компьютерных комплектов. Для менее квалифицированных специалистов несколько американских компаний даже производили готовые компьютеры, такие как Apple II за 700 фунтов стерлингов и PET Commodore за 500 фунтов стерлингов. Эти машины, известные как «бытовые компьютеры», потому что их можно было просто подключить и включить, были более удобными в использовании, но и более дорогими по сравнению с комплектными компьютерами, которые стоили менее 100 фунтов стерлингов. На данный момент персональные компьютеры были ограничены тем, чтобы быть увлеченным хобби для технически настроенных энтузиастов,
Все это начало меняться в 1980 году: появилась реклама Sinclair ZX80, первого готового компьютера за менее чем 100 фунтов стерлингов. Детище изобретательного Клайва Синклера, главы небольшой электронной компании в Кембридже, ZX80 выглядело немного как заросший калькулятор. Это была крошечная машина размером около 20 см с миниатюрной клавиатурой, и она просто подключалась к телевизору. Он предлагал скромную вычислительную мощность: без звука, черно-белый дисплей, а его килобайт памяти был всего лишь одной миллионной от нынешнего iPhone.
Все же это было удивительно универсально, доступно и легко для начинающих использовать. Рекламируемый с дружественным лозунгом «внутри дня вы будете разговаривать с ним, как со старым другом», ZX80 оказался сенсацией и продавался в огромных количествах. Это был первый из серии домашних «микрокомпьютеров», предлагающих удобные для пользователя вычисления по бюджетной цене, и вскоре на рынке появилось ошеломляющее множество конкурирующих разработок. Домашние вычисления взлетели; к 1983 году Британия имела самый высокий уровень владения компьютерами в мире.
Впусти компьютер в свою жизнь
Так почему же в 1980-х годах так много людей вдруг решили купить компьютер? Первоначально ответ был образовательным: распространение технологий, основанных на микрочипах, в 1970-х годах принесло пророчество о революции в области информационных технологий, которая перевернет традиционную жизнь и работу. Роботы могут заменить промышленных рабочих; текстовые процессоры могут занять место секретарей; даже профессиональная работа в области преподавания или медицины может быть заменена компьютерным программным обеспечением. В этом «дивном новом мире» появятся новые возможности, но те, кто не узнал о компьютерах, столкнулись с проблемой отставания.Домашние компьютеры были представлены как дружественное введение в технологию, которая собиралась изменить мир. «Мы живем в эпоху компьютеров», - предупредила в 1982 году реклама компьютера Commodore VIC-20. «Примирение с ними является частью примирения с 20-м веком». Родителей побуждали покупать компьютеры для своих детей, чтобы помочь им начать жизнь лучше. Би-би-си запустила огромный проект компьютерной грамотности, чтобы обучить нацию, включая телевизионные программы, книги и даже свой собственный микрокомпьютер BBC, построенный Acorn в Кембридже.
Сегодня это кажется удивительным, но обучение программированию для себя считалось жизненно важным для развития понимания работы компьютеров и предоставления людям возможности управлять ими. По всей Британии люди не спали до поздней ночи, набирая программы и выискивая неизбежные ошибки в своем коде, поскольку они постепенно выясняли, что могут делать компьютеры.
По современным стандартам домашние компьютеры 1980-х годов были смехотворно примитивными: машины с резиновыми клавиатурами, блочной графикой, звуковым сигналом и меньшей вычислительной мощностью, чем самый дешевый мобильный телефон сегодня. И все же в аналоге дома 1980-х годов они были положительно космической эры. Так, что люди сделали с этими футуристическими чудесами кроме того, чтобы учиться программировать?
Компьютерные дизайнеры были несколько неопределенны в отношении конечного использования своих творений, но подчеркивали их невероятную универсальность по всему дому: ZX80 от Sinclair рекламировался с широким заявлением, что он может делать «буквально все, что угодно, от игры в шахматы до запуска электростанции». Компьютерные энтузиасты использовали свои машины, чтобы каталогизировать коллекции записей, сбалансировать домашние бюджеты, хранить рецепты и выполнять другие домашние дела, но немногие сохранялись долго. В действительности, вероятно, только в 1985 году, когда Алан Шугар представил первый текстовый процессор Amstrad - компьютер с зеленым экраном в комплекте с принтером - многие люди нашли что-то действительно полезное для работы с компьютером, и они поменялись местами на пишущих машинках для удобства. обработки текста. тем не менее.
Политика
Как и в случае практически любой новой технологии, политики стремились ассоциироваться с домашними компьютерами. Для нового правительства тори домашний компьютерный бум стал великой британской историей успеха, которая показала, что правительство ведет страну вперед после недовольства, забастовок и экономического застоя 1970-х годов. Открытие новых компьютерных фабрик указывало на светлое будущее для промышленности, например, в сталелитейном городке Южный Уэльс Порт-Тэлбот, производящем гордо валлийский компьютер под названием Dragon 32. Боссы компьютерных компаний были провозглашены героями-предпринимателями; Клайв Синклер, владелец одной из самых важных компаний, производящих домашние компьютеры, получил рыцарское звание за услуги для промышленности, а Маргарет Тэтчер даже подарила премьер-министру Японии высокотехнологичные компьютеры Sinclair ZX Spectrum как символ британской изобретательности.Для тори бум домашних компьютеров был символом новой Британии, которую они пытались создать. Тем не менее, это было нечто большее, чем просто хорошая реклама. Правительство вкладывало значительные средства в продвижение новых технологий и в спонсирование схем компьютерного образования. Многие были нацелены на детей, таких как «Микро в школах», которые стремились установить один компьютер в каждой британской средней школе. Надежда заключалась в том, чтобы подготовить детей сегодняшнего дня к работе завтрашнего дня, подготовить их к работе в обществе, где компьютеры будут повсюду. В то же время, поощряя предприятия использовать компьютеры, Тори надеялась повысить эффективность и предприимчивость. Поскольку традиционное британское производство в 1980-х годах сократилось, семена были посеяны для нового типа экономики, основанной на предприимчивых высокотехнологичных фирмах, финансовых отраслях, СМИ,
Игра окончена?
Конечно, компьютерный бум не был серьезным - видеоигры стали невероятно популярными. Мало того, что миллионы машин были проданы, чтобы помочь детям с домашним заданием, создали огромный потенциальный рынок для игр, но они также способствовали развитию творческих навыков программистов для их написания.Индустрия игр начиналась с «программистов спален», многие из которых были подростками, писали игры на своих домашних компьютерах и продавали их на кассете через рекламу по почте, размещаемую в журналах. Поначалу игры были простыми, часто это клоны аркадных игр, таких как Pacman и Space Invaders . Однако свобода творчества, предлагаемая домашними компьютерами, позволила играм перерасти в новые формы. От уворачивающихся пингвинов-убийц и телефонов-мутантов в сюрреалистических пещерах Маникера (1982), до трехмерных космических боев и торговли товарами через огромные галактики Элиты(1984), авторы игр протягивали простые домашние компьютеры, чтобы делать вещи, которые поражали дизайнеров машин. Новая креативная индустрия появилась на свет, когда программисты для спален основали софтверные компании Многие из этого поколения все еще работают в игровых компаниях сегодня, и даже некоторые из сегодняшних крупных франшиз могут проследить свои корни в эпоху домашних компьютеров 1980-х годов.
Неожиданный рост видеоигр оказал глубокое влияние на домашние компьютеры. Это подорвало образовательные претензии, которые привели к первоначальному буму, и сделали машины похожими на простые игрушки. Родители были разочарованы тем, что их дети больше интересовались компьютерными играми, чем обучением, а взрослые стали перерастать простые домашние компьютеры и жаждать чего-то более сложного. Растущее разочарование вызвало крах рынка дешевых домашних компьютеров в 1985 году. После этого взрослые отказались от домашних компьютеров и обратились к более серьезным, «деловым» компьютерам, предназначенным для офисных приложений, таким как стандартный ПК IBM, чьи потомки по-прежнему доминируют на наших настольных компьютерах. Cегодня.
Немногие домашние компьютеры, пережившие аварию, еще несколько лет жили в качестве дешевых игровых автоматов для детей, но их славные времена давно прошли, когда их заменили все более мощные персональные компьютеры и другие устройства.
Тем не менее, мы не можем легко списать домашние компьютеры как сбой или технологический тупик. Они помогли установить, что информационные технологии могут делать в наших домах, безусловно, в качестве развлекательной платформы и текстового процессора. Они обучили поколение программистов, которые продолжали создавать большую часть программного обеспечения, которое мы используем сегодня. Больше всего на свете они вводили компьютерные неграмотные массы в информационные технологии, подготавливая людей ко всем ПК, смартфонам, планшетам и другим устройствам, которые с тех пор следовали за ними, в наши дома и на рабочие места. Все это началось с домашнего компьютера. Конечно, самое большое наследие бума домашних компьютеров - это мир высоких технологий, в котором мы живем сегодня.