Все фотографии и иные изображения используемые в статье авторские. Любое использование без разрешения запрещено.
Ни для кого не секрет, что автомобильный, впрочем как и любой другой, аккумулятор нуждается в периодической зарядке и обслуживании. А вот как это сделать грамотно и качественно вам расскажу я. Приготовьте блокноты и ручки. Мы начинаем.
Данный вариант основан на личном опыте, и состоит из нескольких этапов, которые в идеале надо повторять до тех пор, пока характеристики аккумулятора не перестанут улучшаться. Наилучшим образом он подходит для CA\CA аккумуляторов. И разработан изначально для этого типа акб, но если изменить значения порогов напряжения для гибридов\AGM\GEL, то и к ним способ применим. Главное понять принцип, а под конкретный тип АКБ всегда легко подправить.
Чаще всего история принесенного на обслуживание аккумулятора не известна. Исходя из этого относиться к нему нужно бережно и аккуратно. Лучше потратить больше времени сейчас, чем добить аккумулятор, который можно было спасти и ездить еще не один сезон.
Для обслуживания нам потребуется:
1) Набор для обслуживания в домашних условиях Малый или Большой.
2) Зарядное устройство на ваш выбор. Однако, на нём должна быть реализована возможность выбирать пороги тока и напряжения. Почему я против полностью автоматических устройств, можно прочитать здесь.
3) Подменный аккумулятор / либо достаточное время чтоб не пользоваться машиной.
Непосредственно перед зарядом аккумулятора его необходимо подготовить. Как это сделать написано здесь. Когда все готово, можно приступать к диагностике, которая подскажет стоит ли вообще заниматься данным аккумулятором, либо его путь земной окончен. Иногда в тексте будут встречаться сокращения по типу 0.1С, 1\10 и аналогичные. Они обозначают, что ток должен быть равен Ёмкость аккумулятора в АЧ (к примеру 60АЧ) разделенная на 10, итого = 6А. Т.е. Ток заряда\разряда указываем таким образом, чтоб описание способа было универсальным.
Итак, поехали.
Этап 1 - Предзаряд.
Если напряжение аккумулятора ниже 12В, то ставим настройки таким образом, чтобы ЗУ не превышало напряжения 12.2В, изначально ток был 1А с плавным снижением его в конце. Ждем когда напряжение достигнет порога, и ток снизиться до 0.1-0.2А. Либо для уменьшения нагрева ставим реверсивный режим из следующего пункта, но с учетом заначений из этого.
Этап 2 - Основной этап заряда "Качели" с асимметричным током разряда.
Если АКБ старый и ему больше 2ух лет. Самое лучшее для него производиnь процесс заряда чередуя с разрядом током в разы меньше нежели зарядный. Если свежая, то можно без разряда обойтись.
Порой достаточно всего одного прохода, реже два. На третий раз стоит заряжать без разряда.
Задаем настройки нашего ЗУ таким образом, чтоб порогом отключения зарядного тока было напряжение 14.8В. включения 13.8 ток заряда 1\10 ёмкости с этикетки, разряда 1\30 от нее же. Если Ваше устройство не имеет встроенной нагрузки, то можно повесить лампочку поворота от ВАЗ на 21Вт, которая в среднем даст ток 1.9А.
Однако если ваше ЗУ не может заряжать подобным образом, не стоит сильно расстраиваться, будем заряжать по старинке напряжение 14.8В, ток 0.1С, и погнали ждать когда упадет до минимального значения по току.
Этап 3 - Дозаряд\перемешивание электролита.
Ставим порог напряжения 16.2В, ток 2А. И внимательно следим за поведением АКБ и ЗУ. Если напряжение достигло 16.2, то смотрим падение тока. Как только ток перестал падать ждем два часа и отключаем ЗУ. Если не достиг, то ждем когда перестанет расти напряжение и ждем 2 часа. Не допускаем нагрева АКБ выше 35-40 градусов. Если что-то идет не так, АКБ греется, ток резко начал расти после падения, или напряжение начало падать после роста - Отключаем акб на 2-8часов и повторяем диагностики и если показатели улучшаются, то заряжаем с 2 этапа зарядки.
Как мы можем видеть, за время дозаряда залито не более 4Ач, что для 60Ач аккумулятора не приводит к невосполнимым потерям электролита. Часть залитой энергии уходит на газообразование, которое помогает избежать расслоения электролита по высоте банки, а часть на заряд областей пластин, которые раньше были недоступны из за высокой плотности электролита рядом с ними.
Этап 4 - Разряд по ГОСТ для определения ёмкости.
Когда отключили АКБ и она простояла не менее 8ми часов, ее можно разрядить, чтобы узнать реальную ёмкость АКБ на данный момент при данных условиях окружающей среды. Согласно ГОСТ разряд до касания напряжения 10.5В постоянным током равным 1\20 от ёмкости с этикетки в течении 20 часов. Все остальные способы приблизительно оценочные. И созданы для экономии времени и понимания что происходит акб и не вредят ли ваши манипуляции.
Отдельно стоит выписать несколько контрольных точек напряжения и ёмкости которая была слита при первом касании этих значений.
После первого контрольного разряда по ГОСТу, можно немного схитрить и отслеживать только динамику. Для этого аккумулятор можно разрядить током 1/20 от номинальной ёмкости до 12В, что соответствует приблизительно 50-60% всей ёмкости. И повторить процесс заряда. Если данные разрядов (Ампер часы) не увеличиваются, значит АКБ уже достиг своего предела на данный момент его возраста, мучать его и себя не стоит. Заряжаем и ставим на машину.
Иногда после финального КТЦ я произвожу этап дозаряда "реверсивным током" или вариантом качелей без нагрузки ( в зависимости от того на каком ЗУ стоит аккумулятор). Однако, стоит отметить что времени на это уходит больше чем при постоянном токе. И я этим приемом пользуюсь когда оно есть. Иначе не стоит мудрить.
Данный материал для тех, кто хочет понимать что он делает и делать это самому.
Итоги работы метода на примере конкретного аккумулятора westa 60Ah 580(en)
За обширную теоретическую и практическую базу которые легли в основу моих знаний и были проверены лично не на одном АКБ - огромная благодарность:
А на этом у меня всё. До новых встреч, и обсуждений в комментариях.
Официальный чат. И канал в Мессенджере. Присоединитесь чтоб быть всегда на связи.
Если было интересно поддержите статью лайком и подпиской на канал. Если есть что возразить, милости прошу в комментарии. Я открыт для общения и аргументированных споров. ;)