Найти тему

"Поиграем?" Или рассказ о том, в какие роли и спектакли мы можем впадать.

Оглавление
Наша жизнь - наша сцена. Что прячется за занавесом?
Наша жизнь - наша сцена. Что прячется за занавесом?

Детские игры

С самого детства, человек любит играть в игры. Сначала это бессмысленные манипуляции с объектами. Потом игрушки становятся более осознанными для нас - мы выбираем те, которые нам нравится, или те, с которыми мы знакомы.

По итогу, все наши игрушки и игра обретает смысл - сюжет. У каждой игрушки есть своя роль в этом сюжете и действия, которые она должна исполнять.

Игры для повзрослевших

Взрослея, мы откладываем игрушки в сторону, но игры остаются. Только роли берем на себя мы, и действия выполняем соответственные. Теорию игр, в которые играют люди создал Эрик Берн - психолог, основатель трансакционного анализа. В своих наблюдениях за человеком, его поведением и местом в обществе, он пришел к выводу, что мы иногда действуем по предписанному сценарию, со своими ролями.

В данном посте хотелось бы рассказать о такой игре и сценарии, как "Треугольник Карпмана" и о врожденных ролях каждого человека - Ребенок, Родитель, Взрослый:Тр

  • Треугольник Карпмана - модель взаимодействия между людьми, чаще остальных встречающаяся между людьми. В этой игре есть три роли: Преследователь - Жертва - Спаситель. Каждый в этой игре, удовлетворяет собственные потребности, они играют в эту игру ради себя, поэтому искать выхода из нее они и не собираются.
  • Врожденные роли: Ребенок - Родитель - Взрослый. Три состояния человека, в которых он может пребывать в тот или иной момент и, которые отвечают за его поведение, общение и образ мыслей в этот момент.
Треугольник Карпмана (прим. от фамилии автора), он же треугольник судьбы
Треугольник Карпмана (прим. от фамилии автора), он же треугольник судьбы

Треугольник Карпмана:

1. Жертва - данная роль обычно заключается в том, что человек всегда себя жалеет, говорит о несправедливости мира к нему, жалуется на других. "Все плохо" - его девиз. Ищет Спасителя, чтобы уладить свои беды. Его главные потребности - это внимание и безопасность. А удовлетворяются они именно в игре.

2. Спаситель - роль героя, который всегда придет на помощь. Он дает поплакаться в свою жилетку, погладит по голове, утешит. "Без меня вы не справитесь" - так думает человек в этой роли. Хоть он и выглядит, как положительный персонаж, на деле все его действия совершаются ради удовлетворения собственных потребностей - самоутверждение на фоне жертвы, повышение самооценки, внимание со стороны людей ("он герой!!!")

3. Преследователь, он же агрессор, он же охотник. Данная роль характеризуется контролем над жизнью жертвы. Он всегда рядом, доминирует, проявляет агрессию. Тиран и деспот, который "питается" эмоция жертвы, чем удовлетворяет свою потребность в контроле (так как не в силах контролировать свою жизнь).

В треугольнике судьбы, персонажи могут меняться ролями, это позволяет им охватывать и новые потребности и удовлетворять из в новых ипостасях. И ни одна из ролей не является позитивной или полезной:

"Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спаситель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий".

Первый шаг, чтобы осознать, что рядом происходит игра, или вы сам попали в нее - это заметить, что она не прекращается, при любых попытках помочь, исправить ситуацию, сгладить конфликт. Игра ради игры.

Я и родитель и ребенок и взрослый? Да, такова структура личности по Э. Берну
Я и родитель и ребенок и взрослый? Да, такова структура личности по Э. Берну

Наши естественные роли:

1. Ребенок - состояние, находясь в котором, мы являемся объектами воспитания, контроля или восхищения. Маленькие, беззащитные и эмоциональные. Совсем как реальные дети! Для чего человеку данная роль? Снять с себя ответственность, ведь я всего лишь ребенок! Обидеться, покапризничать, быть под чьим-то крылом.

2. Родитель - состояние, при котором мы, формально, копируем образы своих родителей (или собирательный образ родителя). Теперь мы можем контролировать, ругать за непослушание, хвалить и гладить по головке, поддаваться предубеждением и установкам (как заложенная программа). Становясь Родителем, моими Детьми может стать кто угодно - друзья, подчиненные, но отреагируют ли они на меня соответственно?

3. Взрослый - состояние разума и осознанности. Живет "здесь и сейчас", умеет объективно оценить как и себя, так и окружающую обстановку, а самое главное - умеет брать на себя ответственность за свои поступки. Организованность и приспособленность.

Каждое из состояний в тот или иной момент времени преобладает в человеке, в зависимости от ситуации и потребности в ней. Так какое же состояние более конструктивное и какое необходимо поддерживать?

Взрослый. Состояние Взрослого! Почему не Ребенок? Ведь он любит и манипулировать, и может быть спонтанным, не возьмет на себя ответственность. Почему не Родитель? Попытки все контролировать и доминировать, программа перфекционизма во всем, когда это доводило до хорошего.

Стараться включать Взрослого и быть взрослым! Но и не забывать иногда позволять побыть себе Ребенком, проявить свои чувства и творческие порывы, а также и Родителем, если необходимо взять ответственность за других людей и помочь им.

Итог

Такие произведения, как "Игры, в которые играют люди" Эрика Берна и "Жизнь, свободная от игр" Стивена Карпмана, позволяют нам узнать о наличии игр и ролей в нашей жизни, классифицировать их, узнать себя. А значит это знание дает нам первый шаг к осознанию. Наблюдайте за собой, отслеживайте свои состояния и в итоге придите к тому, чтоб стать Собой, а не Ролью!

"Жизнь, свободная от игр" Стивена Карпмана
"Жизнь, свободная от игр" Стивена Карпмана
"Игры, в которые играют люди" Эрика Берна
"Игры, в которые играют люди" Эрика Берна