Найти тему
Валентина Яроцкая

Детские игры в эпоху гаджетов: подсказки от рукодельницы

Детская фантазия неистощима, и это подтвердит вам всякий взрослый, хотя бы с полчасика находившийся в обществе детей. Энергия переполняет растущий организм. Сидеть на месте мальчикам и девочкам скучно, им нужно что-нибудь придумывать, конструировать, складывать, рисовать, лепить, переставлять, прятать, искать, играть, рассказывать, смотреть, спрашивать… Это у меня глаголы могут закончиться, а фантазия детей этого не допустит. Вот только нужно взрослым срочно защитить детей от современных гаджетов, которые людей всё сильнее и крепче скручивают в сидячие позы. Да и фантазию подтачивают. Ведь зачем же самому что-то придумывать, товарищей для игры искать, если можно взять у мамы телефон, планшет (это если возраст ещё не позволяет свой иметь)… А там, в телефоне, всё уже придумано, только пальчиком в нужное место тыкай. Тут тебе и есть игра, а товарищи по играм… Да вот же на экране дядька бежит по улицам, убегая от преследования. Вот и товарищ, которого надо спасать… Или наоборот, в ловушку загнать… Нужны ли тут товарищи?

Ну, бывает, попадаются такие беспокойные родители, которые, начитавшись всякой полезной информации, на современные гаждеты посматривают с некоторой опаской, хотя сами без них ни дня не проводят и хорошо в них разбираются. А с опаской смотрят, потому что боятся, чтобы дети от компьютерных игр не ошалели и не превратились в живые придатки к своим неживым гаджетам. ( «Гад же ты!» – иногда справедливо хочется сказать планшету, который оторвал от тебя любимых внучат: они в нём смотрят новую серию крутого диснеевского мультфильма, и никакая сила их не вытащит в такую минуту из виртуального мира, чтобы можно было в реале пообщаться с бабушкой).

Но, к счастью, родители ограничивают время общения детей с компьютерами, поэтому и я наконец заполучаю в своё общество внучек.
Девочки крутятся возле плетёной корзинки с разноцветными клубочками, остатками от пряжи, собравшимися после целых трёх лет моего бесконечного вязания игрушек. Маленькая Настенька схватила жёлтый клубочек, играет им, как котёнок. Ей интересно, что этот жёлтенький шарик, похожий на цыплёнка, можно размотать. Нитка тянется до самой входной двери – и ещё остаётся на клубочке. А потом сматывать можно: клубочек на глазах то худеет, то опять приобретает круглые формы.

Даша, старшая внучка, этот период игры в котёнка уже прошла. Теперь её интересует другое.
– Бабушка, а для чего ты на каждый клубочек бумажку белую налепила?
В корзинке собралась весёлая цветная компания. Все цвета радуги. На каждом клубочке есть бумажный квадратик, под которым прячется хвостик от непослушной нитки.
– Дашенька, это не простой квадратик, я его называю замочек. Слышала, как взрослые иногда говорят: «Держи рот на замке»?
– Ага. Слышала. Когда мы в садике расшумимся, раскричимся, нам воспитатель говорит: «Ну-ка, рот на замок!» И пальцем показывает, чтоб замолчали.
– Да, а ещё так говорят, когда не хотят, чтобы человек тайну выболтал… Держи рот на замке…
– У твоих клубочков есть тайны?
– Не знаю, – смеюсь я, предчувствуя, что сейчас начнётся сказка. – Они мне этого не говорили. Но шалили и запутывались они, как живые. Достаю, например, синий клубочек, чтобы вязать, а в это время у соседа его, красного, нитка размоталась, с зелёным запуталась. А уж если из рук выскользнет какой-нибудь, пока я на дне корзинки ищу нужный мне цвет, то вообще под диван закатится-спрячется. Вот я и придумала: взяла строительный скотч, нарезала квадратиков и у каждого клубочка свободный конец нитки липкой стороной закрепила, под бумажку спрятала. Видишь, словно бы замочек на озорников повесила, чтобы не раскручивались, не запутывались. Они же тут разные, есть большие, есть маленькие. Это остатки пряжи. От игрушек, которые я вам вязала, остались.
Объясняю и соображаю: куда бы пристроить эти разноцветные клубочки? На какое дело их пустить?

Даша берёт из корзинки один клубочек, перекатывает его по ладошкам: слева – направо, справа – налево.
– Бабушка, а давай я на квадратиках личики нарисую?
Ну вот, я же говорила. Действительно запахло сказкой. Сердцем чувствую, что сейчас сказка о клубочках начнётся…
– Конечно, Дашенька, рисуй.
Даша берёт фломастеры – и через десять минут в моей корзинке сидит уже совершенно новая компания.
– Бабушка, а смотри, этот синий клубочек весёлый. Вот он улыбается. А этот чёрный, он сердитый…

Я включаюсь в игру.
– Так у него характер такой. Толкался в корзинке, вот ему бока и намяли. Теперь и дуется на весь мир. Много там у тебя таких сердитых будет?
– Нет, весёлых и радостных будет больше. Ой, вот ещё один чёрный тут. Я его страшилкой сделаю, – и Даша рисует на бумажке страшное лицо с огромными выпученными глазами и перекошенным от крика ртом.
Мне, конечно, не страшно, а весело.

У каждого клубочка появляется легенда, они превращаются в своеобразных, необычных кукол, с которыми можно играть. А, собственно говоря, если глаза, уши, рот, нос прорисованы, то чем не кукла? Можно уже её учить уму-разуму, отправить в гости или в путешествие, подружить её с кем-нибудь, спрятать, рассмешить. Когда-то малыши в деревне из щепочки могли себе куклу сделать, а тут – такие красивые клубочки...

Компания получается большая, личики мелькают одно за другим: с растянутым в улыбке ртом, с нахмуренными, сдвинутыми бровями, с закрытыми и открытыми глазами. Этот подмигивает, другой любопытный нос высовывает…
– Бабушка, а этот клубочек соня, видишь, у него глаза закрыты. Давно спит. Никто его разбудить не может.
– Вижу, вижу, только придётся всё-таки его разбудить, я уже придумала, какую вещь буду вязать…

-2

(продолжение следует)