Нравится это или нет современному зрителю, но семейные ценности в стране, которую любят вспоминать не были приоритетом. Идеи "ранней социализации" - ребенка, который прекрасно интегрирован в общество, может не только сам себя обслуживать, но и самостоятельно делать сложные этические выборы продолжали существовать даже в годы застоя. Для современных родителей, склонных к гиперопеке такие идеи выглядят порой тревожными и странными.
В те времена бытовала поговорка - ни машину, ни жену - никому не одолжу! С детьми другое дело. Например, многих моих сверстников 45+ в детстве запросто отправляли на каникулы к дальним, полузнакомым родственникам, а то и вовсе "друзьям семьи", которых они в глаза не видели, чтобы детишки развивались, ходили по музеям и все такое. Даже идея оставить ребенка на длительный срок с абсолютно посторонним человеком, как колбасный "довесок" к квартире, лишь слегка утрировала ситуацию, выглядела вполне приемлемый для сценариста Э.Акопова и режиссера В. Крючкова, снявших в 1978 году фильм "Сдается квартира с ребенком".
Сперва интеллигентные родители хотели оставить единственное чадо спортивному, рослому дядьке, оказавшемуся участковым, но потом судьба послал им странную, но милую женщину, оказавшую на заблудшее дитя благотворное влияние и даже привившую ему любовь ко классической музыки вместо этой проклятой западной поп-культуры.
прочем, фильм очень лиричный и трогательный. Относится к большой к большой группе советских фильмов о дружбе детей и странных-странны-и даже очень взрослых вместе с такими лентами как "Витя Глушаков - друг аппачей", "Фрак для шалопая" и др..
В следующем, 1979 появился фильм "Когда я выросту и стану великаном". Он вошел в историю как первая кино-работа Михаила Ефремова. Снять фильм про "осень жизни" которая начинается прямо в подростковом возрасте - сложная творческая задача, поэтому Инна Туманян - режиссер и сценарист картины просто переложила - как смогла - на советские реалии модную в те времена пьесу Эдмона Растана "Сирано де Бержерака". Вместо двусмысленного дефекта внешности в виде большого большого носа юный герой получил ущербный в эпоху акселерации маленький рост и страдания в обществе любимой на голову выше.
Герой Ефремова тоже болтается на задворках родительского внимания, но школу прогуливает исключительно чтобы "всем разбитые коленки излечить", написать чудесные стихи, сыграть в духоподъемной пьесе, а если не ночует дома - то затем, чтобы пережить прекрасное романтическое приключение - круглосуточную очередь за билетами на дефицитный спектакль! Сильно опередивший биологический возраст "новый Печерин" обречен на экзистенциальное одиночество среди акселератов тела - спортивных дуболомов и кобылистых девах.
Высокая трагедия!
Мода на опасных неформалов с арматурой и бас-гитарой в руках пришла гораздо позже.
Но уже через два года юное дарование Мишенька Ефремов сыграл паренька с совершенно другими проблемами в фильме Грамматикова по сценарию Лунгина - "Все наоборот". Детишки выросли и хотят жить богатой физиологической жизнью. И кто им запретит? Только дороговизна съемной жилплощади, ибо родителям такая задача оказывается не под силу.
Переодевшись в девицу (любимая забава советских кинематографистов - переодевать мальчиков - девочками) герой Ефремова коварно вторгается в спальню любимой, пока ее папа с мамой мирно пьют чаек на кухне, занимается с нею ... э... английским языком.
Папа с мамой догадываются - но им очень и очень лениво вникать и разбираться, рушить свой мещанский мирок из-за такой ерунды как дети. Как все советские люди они верят - само утрясется. И любовная лодка неминуемо разбивается о быт - сторублевую цену съемной квартиры без которой влюбленным - ну никак, никак не пожениться. Родители оказываются правы, дело обошлось, просто все несчастливы, и это нормально - по мнению авторов картины.
А кто помнит рокеров советского кино?
Ставьте лайки и подписывайтесь – будет много интересного!