Найти в Дзене
medicina

Почему новость о вреде ИВЛ-фейк.

Комментарий специалиста
Комментарий специалиста

Всем привет. Меня зовут Высоцкий Евгений, я работаю анестезиологом-реаниматологом в Германии и вынужден рассказать вам одну очень интересную и поучительную историю. Тема о фейковых новостях в СМИ в т.ч. о COVID-19 всем уже порядком надоела. Раздражает она и меня, поэтому все те фейки, которые ввиду  моей специализации мне по силам «низложить до атомов», будут сегодня же наказаны прямо в этой статье без регистрации и смс!=).

Итак, на днях один из главных федеральных каналов Германии (ARD) в выпуске от 30.04.2020 https://youtu.be/Ug4e-szHmt4 (начиная с 7 минуты) опубликовал в своей еженедельной передаче «Magazin Monitor» репортаж о потенциальном вреде ИВЛ (искусственная вентиляция лёгких) для пациентов с COVID-19. В репортаже также приняли участие врачи высшей категории по пульмонологии (область медицины, изучающая заболевания легких, но не имеющая опыта в работе с ИВЛ в экстренных ситуациях). В программе очень убедительно рассказаны недостатки инвазивной дыхательной терапии в отделении реанимации и приведены комментарии специалистов-не-реаниматологов о, возможно, бОльшем вреде ИВЛ, чем пользы от него.

Программа выполнена профессионалами, и,  смотри я ее с врачами других специальностей, то бьюсь об заклад, они никогда бы не заподозрили этого хорошо замаскированного обмана. Но давайте по порядку попытаемся разобраться в этой ситуации на основании имеющихся знаний об интенсивной медицине в Европе, России, да и в принципе всем мире.

Итак, легкие человека выполняют множество функций, но 2 самые важные из них это вдыхание кислорода и выдыхание углекислого газа (газообмен).

-2

Если нарушается один из этих процессов, реаниматологи говорят о «частичной (гиперкапнической или гипоксической) дыхательной недостаточности». Если страдают «приём кислорода» и «отдача углекислого газа» одновременно, то говорят о глобальной дыхательной недостаточности. Это и есть абсолютное показание к интубации. Важно понимать, что эти признаки не субъективны и для измерения этих параметров есть аппарат КЩС (кислотно-щелочной состояние крови), который абсолютно точно показывает:

а) падение парциального давления кислорода

б) поднятие парциального давления углекислого газа

К слову, если вам-читателям прямо сейчас взять и показать пациента с глобальной дыхательной недостаточностью то у вас не останется сомнений, вы увидите перед собой умирающего человека и в обычных условиях надо будет срочно вызывать врача, чтобы он что-то сделал, иначе пациент умрет. Глобальная дыхательная недостаточность очень быстро вызывает следующие видимые изменения организма:

-3

а) синюшность кожных покровов

б) страх смерти (если пациент еще в сознании, то он как правило умоляет врачей о помощи

с) частота дыхательных движений гораздо выше (например 40/мин), чем у нас с вами- здоровых людей (10-18/мин), это приводит к истощению дыхательной мускулатуры и дальнейшему ослаблению дыхания

( порочный круг)

д) как правило у пациента будет очень низкое давление и высокая частота сердечных сокращений (шоковое состояние)

Я уверен, люди работающие в отделениях ОРИТ в разных городах и больницах подпишутся под каждым моим словом в следующем предложении. Оставлять такого пациента без ИВЛ, это не просто абсолютная медицинская чушь, но и подсудное дело. Кислородное голодание губительно для мозга, об этом знает каждый. Достаточно вспомнить что прогноз жизни утонувшего человека напрямую зависит от проведенного под водой времени. Без адекватного дыхания наш мозг умирает за несколько минут.

Здесь я  схематично приведу возможные варианты развития событий для врача имеющего дело с нашим виртуальным случаем. Итак, вы-врач приехавший к пациенту с глобальной дыхательной недостаточностью (именно это состояние является причиной к интубации при covid-19) , что же имеется в арсенале?

-4

Сторонники теории того, что от инвазивной вентиляции больше вреда чем пользы, говорят в основном об осложнениях ИВЛ. Ни для кого не секрет, что у ИВЛ, как и у любых других медицинских процедур, к сожалению, есть побочные эффекты, которые можно минимизировать, но никогда нельзя полностью избежать. Также эти люди приводят недостоверную  статистику выживаемости людей после  подключения к аппаратам дыхания. Некоторые источники приводят цифру 10%, некоторые 30%.

Тут важно понимать, что:

а) эта статистика не верна

б) если бы она даже была верна, то эти процент все же гораздо больше чем 0% ( см. схему вариантов лечения виртуального пациента выше)

в) достоверной статистики по пациентам после терапии ИВЛ с диагнозом covid-19 просто нет (и ее к этому моменту просто не может существовать), зато есть данные о том, что инвазивная дыхательная помощь спасает жизнь пациента с глобальной респираторной недостаточностью.

Об этой, безусловно угрожающей психическому здоровью обычного человека информации, я узнал не с экрана телевизора, а из электронной рассылки общества анестезиологов и реаниматологов Германии. Проблема в том, что в программе использованы вырезанные из контекста кадры с президентом этой организации, где он просто рассказывает о методах вентиляции лёгких в условиях ОРИТ (отделение реанимации и интенсивной терапии). Однако у зрителя создаётся впечатление, что президент ассоциации анестезиологов-реаниматологов принимал участие в этом «журналистском расследовании». Это стало поводом для справедливого возмущения членов организации. Ниже я тезисно приведу содержание рассылки членам ассоциации:

  • Ещё до выхода этой передачи ассоциация анестезиологов и реаниматологов пыталась обратить внимание директоров канала на то, что передача строит своё мнение на однобокой интерпретации мнений частных специалистов-не профессионалов в области интенсивной терапии, а из других специальностей.
  • Целью этой передачи было ни что иное, как попытка сыграть на эмоциях простого населения, спекулируя на тему «ИВЛ» тяжелобольных пациентов.
  • К сожалению, команда журналистов была не в состоянии изменить репортаж на основании уже имеющихся научных данных сообществ интенсивистов со всего мира, а опиралась на очень редкие суждения отдельных «специалистов».
  • Подобную непрофессиональную деятельность не только не одобряем, но и  считаем опасной в сложившейся ситуации, а также направляем жалобы в большое количество государственных инстанций (и далее перечислены названия организаций).

Из этой интересной ситуации напрашивается сразу несколько важных выводов:

Во-первых, даже в такой высокоразвитой стране как Германия, существуют группы людей, готовые пропиариться на хайповой теме и/или неосознанно использующие недостоверные факты. К сожалению, иногда такие группы людей имеют доступ к массам и выпускают подобного рода продукцию на всю страну.

Во-вторых, здесь сразу становится понятно, для чего нужна ассоциация анестезиологов-реаниматологов (не только написание стандартов, юридическая защита членов организации, забота об их интеллектуальном профессиональном становлении, но и активнейшая защита гражданского общества от продуцентов «фейк ньюз», которые периодически появляются в новостях, лежащих в области компетенции этой организации). Для нас всех остаётся надеяться найти такую организацию на просторах нашей собственной страны, ведь всем нам во многих сферах жизни так нужен профсоюз, который в кризисных условиях возьмёт «на свои плечи» задачу защиты населения от подобного рода дискуссий. Надеюсь этот текст поможет вам вернуть спокойствие и восстановить своё психическое здоровье, ведь все-таки ИВЛ, проводимая профессионалами не убивает, а помогает. Будьте здоровы!